Дабудут все счастливыми, Да будут все беспечальными. Да улыбнется всем удача, Да не останется несчастливых. ОМ, мир, мир, мир.


Вишуддхи-чакра

См. цветной рисунок на вклейке.


Качества и символы вишуддхи-чакры


Местоположение в теле

Цвет

Таттва

Мантра

Дополнительные мантры

Лотос

Животное

Божество

Символ

Качества и аспекты


В районе горла.

Сине-фиолетовый — широта, бесконечность.

Акаша — пространство (эфир).

ХАМ.

AM, AM, ИМ, ИМ, УМ, УМ, РИМ, РИМ, ЛИМ, ЛЙМ, ЭМ, АЙМ, ОМ, АУМ, А, АХМ.

16 лепестков — 16 гласных в санскрите.

Белый слон — чистое знание, мудрость.

Брахма — создатель, сознание.

Луна — ум, чувства, связь с бинду-чакрой.

Детоксикация, очищение, проявление слов. Положительные: обретение ясности, умение преодолевать трудности и запреты, лингвистические способности и вокальные данные, творчество. Отрицательные: комплексы, страхи, нервность.

Удана — помогает усвоению как твердой, так и жидкой пищи.

Джанарлока — человеческий план.

Юпитер.

Спхурана —Брахма-принцип, творение.

Горный хрусталь.

Ртуть.

Кремний.

Бхая — страх.

Нидра — сон.

Шротра — уши (принцип направления, чувство слуха).

Кислый.

Дхавана — очищение, устранение.

Роман — волосы.

Вани — рот (Агни-принцип, речь).

Пала — слюна.

Щитовидная.

Каротидное.

Горловой центр, кантха-камала.


Вишуддхи-чакра

Виша — грязь, яд Шуддхи — очищение

Вишуддхи-чакра расположена в окрестности гортани — поэтому она также называется горловой чакрой. Это центр физического и духов­ного очищения. В одном из пуранических1 сказаний хорошо показана великая очищающая сила вишуддхи-чакры:

Д

эвы (боги) и асуры (демоны) захотели добыть из глубин океана со­кровище — амриту. Они решили пахтать (взбивать) океан и взяли гору Мандара в качестве палки, а в качестве веревки — мирового змея Васуки. Боги держали змея за хвост, а демоны — за голову. Так, объеди­нив свои силы, они начали пахтать мировой океан. Множество сокровищ и ценностей всплыло со дна, и лишь в самом конце на поверхность под­нялась долгожданная амрита в золотом сосуде.

Но змей, которого они использовали для пахтания океана, изрыгнул смертельный яд, который мог уничтожить всю Землю. Дэвы быстро подставили чашу и собрали в нее яд, дабы он не смог никому причинить вреда. Но поскольку они совершенно не знали, что дальше делать с ядом или как от него избавиться, решено было просить помощи у Господа Шивы.

Господь Шива, самый милостивый из богов, взял чашу с ядом и выпил ее до последней капли. Но когда он пил, то не глотал яд, а удерживал его в вишуддхи-чакре и очищал с помощью уджджайи-пранаямы и джаланд-хара-бандхи2. И так спас мир от смертельной угрозы. Яд окрасил горло Шивы в темно-синий цвет, и с того дня его стали называть Нилакантхой (Синегорлым).



1 Пураны — собрания древних индийских мифов и эпосов.

2 Уджджайи-пранаяма и джаландхара-бандха — йогические техники, которые оказывают сильное очищающее действие на весь организм. Они описываются в конце этой главы.


Скрытые силы человека 183

Это сказание глубоко символично. Наши собственные негативные качества и мысли — это демоны. Дэвы же суть наши хорошие каче­ства — понимание, сострадание, прощение, любовь, преданность и мудрость. В нас есть и те, и другие качества, так же как в мире одновре­менно присутствует и нектар божественной мудрости и бессмертия, и яд невежества и конечность земной жизни. Океан, олицетворение мира, толкает нас в двух направлениях — одно к дэвам и, следовательно, к добру и свету, и другое — к силам разрушения, асурам. Змей (собрат змеи-кундалини) символизирует как время жизни, которое есть в нашем распоряжении, так и силу (шакти), которая поднимает спрятанное сокровище из глубин нашего внутреннего бытия.

В наше время миру грозит отравление многочисленными ядами. Ежедневно растет разрушительное воздействие человека на нашу планету из-за выхлопных газов, отходов, радиоактивности, ядовитых химикатов и многого другого. Нам срочно нужна помощь Шивы, чтобы нейтрализовать все эти яды. Это значит, что мы, люди, должны осознать наше божественное происхождение и очистить окружающую среду нашим «сознанием Шивы».

Если мы хотим вести более здоровый образ жизни, то сначала должна выздороветь природа — поля, луга, леса, реки, озера и океаны. Именно поэтому йоги придают такое большое значение здоровому образу жизни в гармонии с природой и вегетарианству. В Библии также сказано: «Не убий», и эта заповедь не делает исключения для животных!

С помощью вишуддхи-чакры можно избавиться от токсичных веществ, которые мы впитываем из окружающей среды, а также от загрязнений психики. Важная функция этой чакры, которая поддержи­вает жизнь в организме, состоит в очищении и детоксикации вредных веществ, которые накапливаются в теле. Данные вещества в основном поступают к нам с пищей, которую мы едим, и с воздухом, которым мы дышим. Эту детоксикацию выполняет удана-прана, которая сосредо­точена в горле. Удана-прана дает нам возможность глотать. Перед тем как попасть в пищеварительную систему, пища, размягченная слюной, очищается этой праной от токсичных веществ. Активная вишуддхи-чакра вместе с сильной удана-праной вносят большой вклад в сохра­нение здоровья.




184 Парамханс Свами Махешварананда

Но не только внешний мир страдает от сильного загрязнения, этому подвержена также психика и сознание многих людей. До тех пор пока разрушительные и ядовитые качества раздоров, соперничества, зависти и обид разъедают наш ум, туда не может проникнуть свет Божественного сознания.

Заметьте: Господь Шива не выплюнул и не проглотил яд. Так и мы не должны проглатывать наши проблемы, потому что этим причиним себе большой вред; но мы не должны их и исторгать из себя; это тоже вред, хотя и другого рода. Подобно Господу Шиве, который очистил яд в своем горле, мы можем разрешать свои проблемы с помощью вишуддхи-чакры.

Вишуддхи — это место очищения и равновесия. Дыхание, которое проходит через горло и, соответственно, через эту чакру, играет в этом важную роль. Йоговская техника пранаямы (сознательное управление и регуляция дыхания) оказывает сильное воздействие на вишуддхи-чакру как на физическом, так и на астральном уровне. Благодаря силе дыхания (прана-шакти) в вишуддхи-чакре остатки вредных веществ выводятся из тела на физическом уровне, а в ментальной сфере происходит очи­щение и гармонизация мыслей и эмоций, сознания и подсознания.

В «медитации самоанализа» мы получаем сознательный доступ к различным уровням сознания. В процессе исследования самих себя нам встречается множество драгоценностей и жемчужин, хранимых в нашем сознании, но также и остатки старых обид и коварных отрав­ляющих примесей.

Продолжая сравнение с ядами, можно сказать: пока мы не овладеем вишуддхи-чакрой, у нас есть только два выхода — выплюнуть или проглотить ментальный яд, который проникает к нам извне или под­нимается у нас изнутри.

Мы исторгаем обидные слова, низкие мысли и дурные поступки, а глотаем плохое обхождение, оскорбления, сомнения и комплексы. И то, и другое поражает наше сознание и подсознание. Многие наши болезни — это результат того, что нами было проглочено. Мы про­ходим свой первый опыт переживаний, который откладывает свой отпечаток на формирование нашей личности, еще в утробе матери. В течение всей нашей жизни мы должны много чего переварить, много чего «проглотить». В детстве мы не можем выразить многие наши эмо-


Скрытые силы человека 185

ции из-за страха или беспомощности. Многое из того, что создает нам трудности сейчас, было закупорено в нас еще с тех времен. Как же мы можем справиться с разочарованиями и обидами, которые мы пере­жили в прошлом, особенно в детстве?

В этом вам может помочь размышление над следующими тремя вещами:

• Верьте, что каждый опыт в жизни имеет свой смысл и свою поло­жительную сторону.

• Восстановите перед мысленным взором ситуацию тех дней. Вы чувствовали себя зависимым, не способным влиять на ход собы­тий и не свободным.

• Осознайте, что сейчас вы уже взрослый и свободный человек и события тех дней уже утратили свою актуальность.

Путем такого рационального анализа и осмысления мы способны избавиться от многих комплексов и страхов, тянущихся из прошлого.

Люди с заблокированной вишуддхи-чакрой часто не видят своих собственных ошибок и стараются переложить на других вину и ответ­ственность за свои беды и несчастья.

Винить других в том, что нам плохо, — большая ошибка. С нами не может произойти то, чего нет в нашей карме. Зло никогда не сможет причинить нам вреда, если оно не находит отклика родственных ему вибраций, которые в это время исходят от нас. Именно те качества, которые мы осуждаем в других, присущи также и нам. В действитель­ности ничего «плохого» как такового не существует. Оно всегда является отражением того, что происходит у нас внутри.

Мудрец и пророк Шри Кабирдас говорил:

Я отправился на поиски плохого человека и нигде не смог найти хоть одного. Тогда заглянул в свое сердце — и увидел, что нет никого хуже меня.

Подведем итоги: наше бессознательное находится в муладхара-чакре; подсознание лежит в свадхиштхана-чакре; сознание начинает подни­маться из манипура-чакры; оно раскрывается в анахата-чакре, чтобы выразить и проявить себя в вишуддхи-чакре.


186 Парамханс Свами Махешварананда

В анахата-чакре сознание можно сравнить с цветком лотоса, кото­рый поднялся над поверхностью воды. Так же как на поверхности воды появляются волны, когда он начинает расти вверх, энергия под­нимает «волны эмоций», когда она начинает течь. Пока лотос еще под водой, на него лишь слегка воздействует движение волн; это значит, что, пока колебания нашей энергии происходят между муладхарой и анахатой, она скорее подсознательная, чем сознательная, и волны наших эмоций еще не так сокрушительны. Эмоции могут расширяться и разрастаться только тогда, когда у них есть достаточно простран­ства для этого, и они находят это пространство в анахата-чакре и вишуддхи-чакре.

Когда анахата-чакра раскрывается, это похоже на таяние лед­ника — эмоции затопляют сознание. Но когда вишуддхи-чакра начинает раскрепощаться, это вызывает эмоциональный поток неимоверной силы — словно прорывается плотина. И это наконец дает возможность обнажить корни наших проблем и устранить их.

Патанджали говорил:

Проблемы можно разрешить лишь тогда, когда найдена их истинная причина.

Если просто сорвать сорняк, а не вырвать его с корнем, он тут же
вырастет вновь. Когда мы поднимаем свои проблемы в вишуддхи-чакру,
то перед нами встает выбор: заключить их в герметичную капсулу
и либо затолкать обратно в подсознание, либо освободиться от них
навеки. Окончательное внутреннее исцеление возможно только через
осмысление и знание (гьяну). \

В вишуддхи-чакре нам нужно решиться переосмыслить нашу жизнь и задать себе следующие вопросы: «Чего я хочу добиться? Какие пре­пятствия нужно преодолеть, чтобы это осуществить? С какими про­блемами я могу столкнуться и как я могу их разрешить?» В медитации мы обретаем ясное видение себя и своих сокровенных желаний и мотивов. Часто разрешению наших проблем мешают наши же собствен­ные предубеждения и застывшие или однобокие шаблоны мышления. С помощью мананы (размышления) и медитации мы можем найти те пути разрешения проблем, которые не могли увидеть раньше.


Скрытые силы человека



Однако прежде, чем погрузиться в вишуддхи-чакру, честно ответьте себе на вопрос, действительно ли вы готовы заглянуть в зеркало своей собственной реальности.

Многие люди медитируют просто из любопытства или потому, что они хотели бы пережить определенные ощущения. Но если эти пережи­вания не соответствуют их ожиданиям, это вызывает у них опасения и даже страх, и они иногда даже решают совсем отказаться от дальнейшей практики. Вот почему ясность цели и доверие к Учителю, а также дис­циплина — это важные опоры на духовном пути. Нам нужно «плечо», на которое мы могли бы опереться, чтобы передохнуть и собраться с силами. Самый надежный и верный защитник — это ишта-дэвата, почитаемое нами божество, которое никогда не бросает нас, не отка­зывается от нас и всегда поддерживает нас с бесконечной любовью и терпением.

Поэтому не бойтесь и рискните совершить путешествие внутрь своего собственного «Я». Не отшатывайтесь в испуге от того осадка, который поднимется при малейшем «взбалтывании» вашей психики. Вы то, что вы хотели бы пережить; вы то, что вы хотели бы осуществить; вы то, что вы хотели бы узнать. Вы все — но вы постоянно бежите от себя. Не позволяйте себе отступать перед препятствиями или зани­маться самообманом — выносите на свет сознания все: и нектар, и яд. Очищайте вредные субстанции в вишуддхи-чакре и используйте свои чудесные внутренние силы. Делайте вашу жизнь в этом мире лучом света во тьме.

Существует особая связь между амритой, «нектаром бессмертия», и вишуд&ш-чакрой, которая, в свою очередь, тесно связана с бинду-чакрой. В бинду-чакре производится гормон, который известен как «амрита», так как он способствует сохранению здоровья, жизненных сил и молодости.

Но этот драгоценный нектар обычно без пользы стекает в манипура-чакру, где неизрасходованным сгорает в огне пищеварения. С помощью определенных техник йоги1 его можно уловить в вишуддхи-чакре, так

1 Джаландхара-бандха (горловой замок) и кхечари-мудра. См. «Йогу в повседневной жизни», уровень 6.


188 Парамханс Свами Махешварананда

что он, подобно гомеопатическому средству, через язык и горло посту­пит в организм и усвоится всем телом.

Первоэлементом вишуддхи-чакры является акаша(пространство, или эфир). Эфир открывает возможности для расширения и распре­деления.

Вишуддхи — место обитания астрального тела1, которое способно покидать физическое тело именно через эту чакру. Каждый из нас совершал астральные путешествия. Каждую ночь, когда мы спим, про­исходит непроизвольное отделение астрального тела от физического2. Но при этом тонкая нить сознания всегда продолжает поддерживать связь между астральным и физическим телами. Это сознание видит и сон, и спящего и за долю секунды возвращает астральное тело назад в материальный мир при возникновении какой-либо внешней помехи. Каким образом удается это сделать так быстро? Благодаря йога-шакти\ Она позволяет нам путешествовать в другие сферы сознания и возвра­щает нас опять назад, как бы далеко мы в этот момент ни находились. Многие йоги могут сознательно совершать астральные путешествия в медитации. Но это требует многих лет практики, самоконтроля и дис­циплины.

Во время сильных переживаний, шока или физической болезни могут происходить случайные бессознательные и неконтролируемые крат­ковременные выходы астрального тела. Это может вызвать проблему самоидентификации, чувство беспокойства или нервное перевозбужде­ние. В таких случаях нужно прикрыть рукой горло и почувствовать, как физическое и астральное тела опять становятся ближе друг к другу.

В Индии существует древний обычай класть умирающего на землю, чтобы у него была связь с Матерью-Землей. При этом легче проходит отсоединение астрального тела и человек может уйти спокойно, без предсмертной агонии3.

1 Здесь под «астральным телом» понимается совокупность всех тонких телесных оболочек.

2 Но если, к примеру, кто-то спит со скрещенными на груди руками, то это мешает астраль­ному телу покинуть спящего и может стать причиной кошмара — например, вы хотите убежать, но не можете сдвинуться с места.

3 Именно из этой практики происходит йогическая поза для релаксации лежа на спине, известная как шавасана (поза трупа). Поскольку такое название беспокоит многих прак­тикующих, в своей системе «Йога в повседневной жизни» я переименовал ее в анандасану (позу блаженства).


Скрытые силы человека



Основной символ вишуддхи-чакры — мирный белый слон.В Индии белый слон считается символом удачи, богатства, силы, мудрости, чистоты и ясности. Слоноголового бога Ганешу1 высоко чтят, ему поклоняются повсеместно. Ганеша приносит счастье, мудрость и про­цветание. Он оказывает покровительство всем новым начинаниям и устраняет препятствия и трудности. Вот почему, начиная любое новое предприятие, будь то религиозная церемония, строительство дома, свадьба или театральная постановка, первые молитвы возносят Господу Ганеше.

Считается, что слова рождаются в три этапа, проходя последова­тельно через:

• живот;

• горло;

• губы.

Звук обитает в манипура-чакре; следовательно, речь рождается в первоэлементе огня. Благодаря энергии огня звук проявляется в эфирном пространстве вишуддхи-чакры и произносится в виде слов с помощью губ (вайкхари).

Однако контроль над словами осуществляет гортань, а не губы или язык. Это означает, что когда слова уже слетают с языка, то контроли­ровать их уже слишком поздно. Как уже говорилось, слова зарожда­ются в животе, и все, что мы «затолкали внутрь», скапливается там. Поэтому следует приветствовать те эмоции, которые поднимаются на поверхность, но нужно уметь контролировать поднимающиеся эмоции в горле, то есть в вишуддхи-чакре, и в йоге для этого есть различные упражнения и очистительные техники.

Каждую мысль, каждую эмоцию нужно пропустить сквозь фильтр сознания и очистить. В нижних чакрах нами в основном руководят наши эмоции; настоящий рассвет сознания начинает впервые зани­маться в вишуддхи-чакре. В этой чакре мы начинаем облекать наши эмоции и желания в слова и одновременно также учиться их контро­лировать.

1 Гана — живое существо; Иша — Бог.


190 Парамханс Свами Махешварананда

Один святой сказал:

Не разрывай ленту любви просто так. Когда она разорвана, ей уже никогда не стать опять целой — узел сохранится навсегда.

Такие узлы, разрывы, шрамы и раны становятся неотъемлемой чертой нашего современного общества, когда быстрыми темпами идет вырож­дение семейных традиций и партнерских отношений. Каким образом мы можем избежать таких ранений? Когда мы прощаем, понимаем и даем. Понимание и отдача — это как два крыла у птицы, которые позволяют ей высоко взлететь в небо. Понимайте чувства, боль и жизнь всех живых существ. Давайте прощение, свободу, ясность, справедливость, любовь, преданность, тепло, защиту, помощь и добрые мысли.

То, что нам пришлось пережить и с чем мы не можем внутренне справиться, продолжает бродить у нас в подсознании. До тех пор пока наша мудрость полностью не раскроется, мы не способны избавиться от этого. На физическом уровне заблокированная вишуддхи-чакра проявляется как покраснение лица, суетливость, частые простуды (особенно боль в горле и охриплость), спазмы желудка и проблемы пищеварения. Или шакти (энергия) подавленных эмоций может при первом же удобном случае взорваться потоком гнева или слез.

Однако мы можем научиться обходиться без «взрывов», если разо­вьем в себе терпение. В процессе обретения зрелости вишуддхи-чакры развивается такое качество, как терпение. Выполняя пранаямы и асаны, воздействующие на вишуддхи-чакру1, мы можем успокаивать мысли и эмоции и приводить их в гармоничное состояние. Этим мы защищаем себя от поспешных действий и не даем нашим словам, подобно ножам или стрелам, ранить других.

Махапрабхуджи говорил:

Правду всегда нужно произносить с любовью и никогда — с «ножом». Физические раны, нанесенные ножом, затягиваются; раны же, нане­сенные словами, вылечить очень трудно, и часто они остаются на всю жизнь (в подсознании).

1 Уджджайи-пранаяма, джаландхара-бандха, сарвангасана, матсьясана, халасана, випарита-карани-мудра и др.


Скрытые силы человека 191

Патанджали говорил, что мудрые люди формулируют свои слова четко и полностью до того, как их произнести, и благодаря этому спо­собны предвидеть результат своих слов. Очень ценно уметь отдавать себе отчет в своих словах еще при их зарождении в манипура-чакре. Слова обладают большой силой и оказывают свое воздействие, хотите вы этого или нет. Словами мы можем нанести большой вред другим и себе. Поэтому лучше сказать меньше, чем слишком много, и взвесить свои слова в сердце и вишуддхи-чакре перед тем, как их произносить. С друзьями легко находить приятные, прекрасные слова, но проявлять любовь и дружелюбие к тем, кого мы не считаем своими друзьями, — большая добродетель и искусство. Молчание (мауна) — это очень эффективная садхана для обучения контролю над словами.

Все упражнения, направленные на укрепление вишуддхи, очень хорошо воздействуют также на голос и речь. С их помощью наши слова обретают мудрость и красоту. Вот почему работать с этой чакрой особенно рекомендуется писателям, поэтам, журналистам, учителям, политикам и певцам.

Вишуддхи-чакра — источник вак-сиддхи, дара чрезвычайно убе­дительного, мощного слова. При активации вишуддхи и выполнении йогической практики тратака (концентрации на точке) слова и взгляд человека обретают силу влияния на других. Люди любят слушать тех, в ком развит этот особый дар. Слова обладающих вак-сиддхи становятся реальностью.

Цвет вишуддхи-чакры — фиолетовый. Это цвет мудрости и духов­ности.

У лотоса вишуддхи-чакры 16 лепестков. Они представляют шестнад­цать сиддхи (сверхъестественных способностей), которые человек может обрести благодаря занятиям йогой. Всего же существует 24 сиддхи, в том числе способность возвращать к жизни мертвых. Человек, который является инкарнацией Бога, обладает этими силами от рождения1. Но ими никогда нельзя пользоваться произвольно, а только в согласии с Божественной Волей. Сиддхи могут оказаться большой преградой на пути духовного развития, если они питают эго и гордыню. Те йоги,

1 В книге «Лила Амрит» приводятся многочисленные свидетельства очевидцев о тех чудесах, которые сотворили мой Сатгуру Шри Махапрабхуджи и его Учитель Шри Дэвапуриджи.



Парамханс Свами Махешварананда


которые устраивают из демонстрации своих сиддхи коммерческое шоу, очень скоро лишаются этих сил.

Число 16 также соответствует шестнадцати лунным дням, за которые молодой месяц становится полной луной, поэтому еще один символ вишуддхи-чакры — полумесяц.Как уже упоминалось в предыдущих главах, луна символизирует эмоции, изменчивость и женский принцип. В «Бхагавад-Гите» (15:13) луна описывается как «дающая нектар», так как она питает рост растений.

Лотос вишуддхи-чакры содержит биджа-мантру XANl — «Я есмь». СО ХАМ означает «Это есмь Я». В анахата-чакре мы часто удовлетво­ряем свое желание в прекрасных эмоциях, в то время как в вишуддхи-чакре мы начинаем осознавать то, кто мы есть на самом деле. Именно здесь и начинается настоящее путешествие к Самореализации и Богореализации.

Вишуддхи-чакра — это врата, через которые мы способны поднять свое сознание на более высокий уровень. Это граница между физиче­ским планом и астральным планом, между сознанием и сверхсознанием. Когда мы ее пересекаем, перед нами открываются ступени лестницы, ведущей в царство мудрости и обретения ясности сознания.

Упражнения для вишуддхи-чакры

Упражнения, оказывающие особое воздействие на эту чакру

• Уджджайи-пранаяма

Сосредоточьте внимание на горле. Глубоко вдыхайте и выдыхайте носом в течение 5-10 минут. Одновременно слегка напрягите горло, чтобы при дыхании был слышен звук, который обычно издает человек в глубоком сне. Направьте все свое внимание на звук дыхания в горле. Этот способ дыхания успокаивает ум и уравновешивает эмоции.


Скрытые силы человека 193


Уджджайи-пранаяма очищает от вредных веществ тело и помогает при проблемах пищеварительного тракта (например, при гастрите). Ею также можно воспользоваться как средством первой помощи при пищевых отравлениях. При регулярной практике уджджайи-пранаямы благодаря ее воздействию на щитовидную железу человек оздоравли-вается и заметно молодеет. Этот вид дыхания также очень помогает при депрессии.

Эффект уджджайи-пранаямы может быть усилен с помощью джа-ландхара-бандхи и кхечари-мудры.

• Джаландхара-бандха

Выдохните, затем обоприте руки о колени, наклоните корпус немного вперед, опустите подбородок и прижмите его к грудине. Удерживайте это положение до тех пор, пока вам комфортно, а когда появится желание вдохнуть снова, отпу­стите бандху, подняв голову.

Джаландхара-бандха перекрывает поступление крови к горлу. Поэтому, когда ее отпускают, к горлу устремляется усиленный поток свежей крови.

• Кхечари-мудра

В этой мудре язык заворачивается назад и упирается в мягкое нёбо (если получается). Это защищает горло от чрезмерного пересыхания при выполнении уджджайи-пранаямы. Эта мудра также оказывает воздействие на агъя-чакру, и с ее помощью можно «ловить» нектар из бинду-чакры. (См. соответствующие главы.)





Асаны, активирующие вишуддхи-чакру

• Сарвангасана — стойка на плечах (1) • Матсьясана — рыба (2) • Бхуджангасана — кобра (3) • Уштрасана — верблюд (4) • Сету-асана — мостик (5)


Асаны, уравновешивающие и гармонизирующие вишуддхи-чакру

• Ширшасана — стойка на голове (1)

• Випаритакарани-мудра — полустойка на плечах (2)

• Хапасана — плуг (3)

• Йога-мудра — наклон вперед, сидя на пятках (4)

• Шашанкасана — заяц (5)

• Кхату-пранам — приветствие Кхату (см. стр. 176)


Скрытые силы человека 195

Медитации, оказывающие особое воздействие на вишуддхи-чакру


1936944471606707.html
1937022054668372.html
    PR.RU™