строительство железнодорожных путей на территории завода;

Назначение вертикальной планировки городских территорий

Вертикальная планировка - это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях. Она является обязательным и одним из важнейших мероприятий по инженерной подготовке и благоустройству территорий.

Основное назначение вертикальной планировки городских территорий заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требованиям застройки и инженерного благоустройства территории.

Вертикальная планировка территории призвана создать благоприятные условия для размещения зданий и сооружений, прокладки улиц, проездов, подземных инженерных коммуникаций и пр. Все эти мероприятия связаны с работами по срезке, подсыпке и перемещению земляных масс. Поскольку земляные работы в комплексе строительства занимают важное место, как по объему, так и по стоимости, то при вертикальной планировке стремятся более рационально использовать существующий естественный рельеф местности.

Естественный рельеф, созданный природой, характеризует и определяет состояние поверхности той или иной территории. Рельеф непосредственно влияет на градостроительные решения городских территорий: начертание сети улиц, размещение жилых районов, зонирование территории и т. д. В частности, рельеф во многом определяет планировку и застройку жилых районов, микрорайонов и кварталов. Рельеф и его формы учитываются при расположении зданий и влияют на общую композицию застройки (рис. 1).

Рисунок 1 –Пример застройки в соответствие с рельефом: 1) Одесса, Потемкинская лестница, наши дни;2) Геленджик, наши дни.

Большое значение имеет рельеф при устройстве стока поверхностных (атмосферных) вод на городских территориях, а также при прокладке подземных трубопроводов.

Естественный рельеф не всегда и не в полной мере удовлетворяет градостроительным требованиям, предъявляемым к территории города в целом и жилым районам в частности (рис 2).

Для преобразования и приспособления рельефа к требованиям планировки, застройки и благоустройства осуществляется высотная организация, т. е. вертикальная планировка городских территорий.

Рисунок 2 –Пример застройки в соответствие с рельефом: 1) Уссурийск, ул. Тургенева, наши дни;2) Тенерифе (Испания) – жилой квартал, наши дни.

В вертикальной планировке жилых районов разрабатывается проектная поверхность территории с установлением высотных отметок и продольных уклонов по сети улиц, на их перекрестках, переломах продольного профиля и в характерных точках поверхности (рис. 3).



Рисунок 3 – Нанесение проектного решения на план.

Основные задачи вертикальной планировки городских территорий делятся на инженерные и архитектурно — планировочные задачи.
Инженерные задачи:

¾ создание рельефа, благоприятствующего размещению и строительству зданий и сооружений;

¾ обеспечение нормальных продольных уклонов городских улиц и дорог для удобного и безопасного движения транспорта и пешеходов на территории города;

¾ устройство стока поверхностных вод с помощью водоотводящих открытых и закрытых систем;

¾ выполнение частных задач при проектировании и строительстве жилых районов, микрорайонов и кварталов, включая вертикальную планировку неблагоприятных территорий в виде оврагов, оползневых склонов, затопляемых и подтопляемых участков и т. п.

Архитектурно – планировочные вопросы заключаются не только в создании архитектурной выразительности, а и в возведении парков, зон отдыха, а также искусственное преображение нужного рельефа.

Как правило, разработке вертикаль­ной планировки территорий городов, от­дельных районов и участков предшеству­ет вертикальная планировка сети улиц и дорог, которая устанавливает проектные (красные) отметки на линиях, ограничи­вающих с двух сторон в плане площадь, занимаемую улицей или дорогой, имену­емые красными линиями. Вертикальная планировка прилегающей к красным ли­ниям территории для ее застройки и бла­гоустройства разрабатывается с обяза­тельной привязкой к проектным (крас­ным) отметкам, являющимися руководя­щими (рис. 4).

Рисунок 4 – План красных линий проекта застройки поселка Горняк города Копейска

-вопросы-

Вертикальная планировка территории городского микрорайона, отдельных жилых комплексов и кварталов

Современное градостроительное про­ектирование основано на принципе пла­нировки и застройки микрорайонов (жи­лых комплексов), охватывающих боль­шую часть территории жилого рай­она, обеспечивающую комплексное раз­мещение жилых зданий и зданий всех видов повседневного обслуживания про­живающего населения.



В отличие от застройки территории мелкими образованиями в виде кварта­лов при проектировании микрорайонов:

¾ удается обеспечить свободное размеще­ние всех зданий и более живописное архитектурно-планировочное решение зас­траиваемой территории;

¾ обес­печивается возможность большей изоля­ции жилых домов от улиц и дорог с боль­шой транспортной нагрузкой;

¾ сокращается шумовое воздей­ствие;

¾ улучшаются условия отдыха насе­ления на прилегающей к домам террито­рии;

¾ сокращаются работы по вертикальной планировке, т.к. производится изменение суще­ствующего рельефа лишь на участках расположения зданий, проездов и других сооружений;

¾ большая часть территории микро­района, используемая для размещения зеленых насаждений, сохраняется в есте­ственном рельефе с частичным измене­нием его лишь в отдельных случаях.

Важнейший принцип вертикальной пла­нировки территории микрорайона — максимально возможное сохранение ес­тественного рельефа.

Осново­полагающим для решения проектов вер­тикальной планировки территорий мик­рорайонов следует считать:

¾ правильное высотное размещение проездов, тротуа­ров и пешеходных дорожек, обеспечива­ющих удобное и безопасное движение по ним;

¾ обеспечение поверхностного стока воды с территории по лоткам микрорайонных проездов в закрытую водосточную сеть городских улиц;

¾ рациональную при­вязку зданий к рельефу;

¾ сокращение транспортировки избыточного грунта (из котлованов под фундаменты зданий и прокладка подземных сооружений);

¾ вы­разительность архитектурно-планиро­вочного решения.

Исходные материалы для разработки проектов вертикальной планировки микрорайонных территорий:

¾ проект плани­ровки и застройки микрорайона в преде­лах окружающих его красных линий (генплан),

¾ проектные отметки на крас­ных линиях, полученные в результате де­тальной разработки вертикальной плани­ровки улиц, транспортных развязок и площадей,

¾ места размещения водоприем­ных колодцев,

¾ рельеф терри­тории микрорайона.

Эти материалы - часть строительного паспор­та — исходного документа для всех видов градостроительного проектирования. Ге­неральный план и проект вертикальной планировки выполняют, как правило, в масштабе 1:2000 (рис. 5,6,7).

Рисунок 5 – Проект красных линий 3 микрорайона г. Шелехова.

Рисунок 6 – Разбивочный чертеж красных линий 3 микрорайона г. Шелехова.

Рисунок 7 – Схема размещения инженерных сетей и сооружений 3 микрорайона г. Шелехова.

Одним из основных условий вертикальной планировки квартала или микрорайона является всемерное сохранение естественного рельефа, если он соответствует требованиям застройки и благоустройства территории. При этом сохраняется почвенный покров, имеющий большое значение для озеленения территории. Кроме того, в этом случае можно обеспечить лучшую экономику вертикальной планировки — достигнуть наименьшего объема земляных работ и благоприятного баланса земляных масс (с учетом грунта, остающегося от строительства здании, дорог и подземных коммуникаций) (рис. 8).

Рисунок 8 - 1) анализ рельефа и 2)схема вертикальной планировки.

Основа для проектирования вертикальной планировки микрорайонов -проектные решения вертикальной планировки пересечений, улиц и террито­рий, примыкающих к данному микрорайону. Все высотное решение микро­района должно быть увязано с прилегающими территориями и проектными отметками по красным линиям, причем вертикальная планировка территории микрорайона должна решаться, по возможности таким образом, чтобы его поверхность была расположена выше красных отметок лотков примыкающих улиц (рис 9).

Рисунок 9 – Схема вертикальной планировки микрорайона IV в р. п. Кольцово.

При проектировании вертикальной планировки микрорайонных территорий сток дождевых и талых вод предусмат­ривают по лоткам внутренних проездов в направлении прилегающих улиц с раз­мещением перед тротуарами водоприем­ных колодцев для спуска поверхност­ных вод в закрытую водосточную сеть. В зависимости от существующего рельефа вертикальная планировка территории микрорайона может быть односкатной (с одной или не­сколькими плоскостями), двускатной или многоскатной (рис. 10).

Рисунок 10 - Схемы организации поверхностного стока на микрорайонных территориях а, б - с односкатной поверхностью; в - с двухскатной поверхностью; г - с четырехскатной поверхностью; д - на пониженном участке.

Поэтому проектирование вертикальной планировки микрорайона следует начи­нать с решения внутренних проездов, которые при ширине проезжей части до 5,5—6 м рекомендуется принимать с од­носкатным поперечным профилем. При расположении микрорайонных террито­рий на пониженных по отношению к улицам участках, а также при больших размерах эти территории должны обору­доваться внутренней сетью закрытых водостоков с размещением водоприем­ных колодцев вдоль лотков внутриквар­тальных проездов, пешеходных дорожек, а также на отдельных пониженных уча­стках. При расположении микрорайон­ных территорий на пониженных участ­ках по отношению к лоткам проезжих частей прилегающих улиц, в частности на косогорных участках, должны прини­маться решения, исключающие возмож­ность попадания поверхностных вод с улиц на микрорайонные территории. Для этого примыкающие к улицам мик­рорайонные проезды приподнимают по отношению к лоткам улиц путем уста­новки въездных бортов, пониженных до 0,05 м, а проездам на протяжении 20— 25 м придают уклон (10—20 0/00 в сторо­ну улиц).

Тротуары также возвышают над про­езжими частями улиц (на 15 см) и при­дают им поперечный уклон в сторону проезжих частей. В местах примыкания микрорайонных проездов к улицам про­дольные уклоны проездов не должны превышать 20—30 0/00.

При проектировании микрорайонных территорий оптимальные решения могут быть достигнуты только в результате комплексного решения горизонтальной и вертикальной планировки, а также бла­гоустройства этих территорий. Малопри­годные для застройки участки террито­рии могут отводиться под озеленение. На больших по площади участках устраива­ют внутримикрорайонные сады или же сады и парки общего пользования.

Схемы вертикальной планировки городской территории, а также территорий отдельных жилых комплексов разрабатывают методом профилей или посредством математических расчетов проектных уклонов и высотных отметок. Вертикальную планировку кварталов и микрорайонов, а также городских площадей, бульваров, скверов и других относительно малых территорий проектируют методом проектных (красных) горизонталей. Метод проектных горизонталей наиболее удобен при проектировании взаимного высотного положения и проектных отметок многих относительно мелких элементов застройки, инженерного оборудования и благоустройства современного квартала или микрорайона (проездов и бортовых камней, отметок по входам в здания, лотков для стока поверхностных вод, площадок различного назначения и т. д.). Сочетание этих многих элементов в высотном их положении образует проектный микрорельеф квартала или микрорайона (рис. 11).

Рисунок 11 – Пример вертикальной планировки методом проектных горизонталей.

На участках со сложным рельефом иногда предусматривают террасирование поверхности с сопряжением отдельных террасных участков с помощью откосов или подпорных стенок и устройством ле­стничных сходов для пешеходов.

Возможны различные формы поверхности кварталов: крышеобразная с уклонами в сторону каждой из ограничивающих квартал улиц; двускатная с гребнем посередине квартала или со смещенным гребнем; односкатная с уклоном поверхности квартала в одну сторону и т. д. Однако в микрорайонах со свободной планировкой и застройкой вертикальная планировка не создает правильных форм, а поверхность территории микрорайонов определяется природными формами естественного рельефа.

Микрорайонные проезды и тротуары проектируют с учетом удобства и безо­пасности движения по ним и обеспече­ния отвода поверхностных вод. Уклоны проездов и тротуаров должны быть в пределах допустимых по нормативам. При больших уклонах местности уменьшение продольных ук­лонов внутри квартальных проездов мо­жет достигаться путем соответствующе­го их трассирования или же устройства выемок и насыпей.

Если на территории микро­района расположены существующие озе­лененные площади с деревьями ценных пород, они по генеральному плану долж­ны оставаться нетронутыми и использо­ваться в качестве микрорайонного сада (природный рельеф должен быть полностью сохра­нен). Горизонтальная и вертикаль­ная планировка пешеходных дорожек должна быть выполнена с минимальным изменением существую­щего рельефа и с максимальным сохра­нением деревьев (использу­ются геодезические планы, на которых указаны отметки отдельно растущих де­ревьев).

Такой же принцип должен быть при­менен к территории, расположенной в непосредственной близости к строящим­ся зданиям — каждое дерево должно быть максимально возможно сохранено.

При проектировании в целях благо­устройства вертикальная планировка но­вых озелененных участков территории должна быть выполнена с учетом при­вязки рельефа к отметкам внутриквар­тальных проездов, тротуаров и пешеход­ных дорожек с созданием уклонов в на­правлении к ним для обеспечения стока поверхностных вод по лоткам вдоль них. Величина уклонов озелененных про­странств должна быть минимально до­пустимой — 5 0/00
(опреде­ленная часть дождевых и талых вод вса­сывается в землю, а избыточная поверх­ностная вода должна отводиться в водо­сток во избежание заболачивание площади озеленения).

Продольные уклоны полос озеленения и бульваров, расположенных вдоль городских улиц, дорог и проездов, должны соответствовать принятым на этих сооружениях. В необходимых случаях полосы озеленения улиц могут быть использованы в качестве откосов в условиях неблагоприятного рельефа при размещении улиц и дорог. При этом за­ложение откоса должно быть не менее 1:2. В условиях необходимости увеличе­ния крутизны откоса до 1:1 требуется (по нормативам) искусственное дернование откосов с устройством бетонных лотков, исключающих размыв грунта.

Проектирование вертикальной планировки территории микрорайона сопровождается подсчетом объемов земляных работ с учетом излишков грунта из котлованов под здания, из траншей для подземных коммуникаций и остающегося грунта при производстве дорожных работ. Для подсчета работ составляют картограммы, показывающие не только высоту насыпей и глубину выемок в отдельных точках, но и границы распространения насыпей и выемок по территории микрорайона (рис. 12).

Рисунок 12 – Картограмма земляных работ.

Вертикальной планировкой устанавливают проектные отметки и проектные продольные уклоны на всех проездах квартала и микрорайона. Проектные отметки определяются на пересечениях проездов, в конечных точках тупиковых проездов, в местах изменения продольного уклона, а также в местах выхода проездов на городские улицы — на пересечении красных линий (границ улицы) и в лотках проезжих частей улиц (рис. 13).

Рисунок 13 – Пример размещения проектных отметок.

В поперечном сечении проезды могут быть двускатными при ширине 4,5 м и более или односкатными в сторону здания либо от здания в зависимости от направления стока поверхностных вод, а также проектируемого рельефа (рис. 14).

Рисунок 14 - Схема стока поверхностных вод.

Высота бортовых камней на проездах в микрорайоне принимается от 8 до 12 см.

Продольные и поперечные уклоны проездов и площадок принимаются в соответствии с их назначением. В табл. 1 приведены значения этих уклонов.

Таблица 1 – Продольные и поперечные уклоны проездов и площадок.

Элементы территории Уклоны, %
продольные поперечные
Проезды 0,4 — 8 2 — 3
Тротуары 0,4 — 8 1 — 2
Садовые дорожки 0,5 — 8 2 — 3
Спортивные площадки 0,5 0,5
Детские площадки 0,4 — 1,5 1 — 2
Автомобильные стоянки 0,4 — 4 0,5 — 1,5
Хозяйственные площадки 0,5 — 3 1 — 2
Зеленые насаждения 0,5 — 8 0,5 — 8

-вопросы-

Вертикальная планировка площадок различного назначения

Ис­ходный материал для высотной привяз­ки зданий и площадок — проект верти­кальной планировки микрорайона. Одна­ко выполненный в масштабе 1:2000, этот проект дает возможность установления лишь предварительных отметок углов здания и уровня пола первого этажа (рис. 15).

Рисунок 15 - Схема высотной привязки здания.

Здесь предусматривается по­становка здания на площадке в уровне, превышающем отметки красной линии, исходя из поперечного уклона прилегаю­щей к зданию территории в сторону ули­цы или проезда в размере 20 0/00, а отмет­ки пола первого этажа должны быть не выше 1,2 м от самой низкой отметки угла здания, но не менее 0,5 м по санитарным требованиям.

Уклоны поверхности, примыкающей непосредственно к зданиям и площадкам, должны проектироваться в противопо­ложную от них сторону к лоткам проез­дов с обязательным устройством вокруг каждого здания бетонной или асфальто­вой отмостки шириной не менее 0,5 м. Таким образом, при удалении проезда от здания, например на 6 м, отметка отмост­ки должна быть выше отметки лотка про­езда не менее чем на 0,32 м исходя из рас­чета высоты борта проезда 0,15 м и попе­речного уклона тротуара не менее 10 0/00.

При постановке зданий на рельефе, кро­ме архитектурно-планировочного и ком­позиционного решения должны обеспе­чиваться удобства подхода и подъезда к зданиям, а также водоотвод от них.

Расположение зданий длинной сто­роной поперек горизонталей приводит к созданию цокольных этажей, при этом условия вертикальной планировки зна­чительно усложняются, приходится со­здавать террасированные площадки с ус­тройством откосов (рис.16).


Рисунок 16 - Вертикальная планировка при посадке здания поперек уклона.

В современном строительстве приме­няются типовые здания, а жилые дома бывают различной протяженности — от односекционных (башенного типа) до многосекционных. Возможность застройки территории домами различной секционности цели­ком и полностью зависит от характера рельефа и уклонов его поверхности. При­нято считать, что перепад высоты цоко­ля здания по его длине, или превышение отметки пола первого этажа над отмет­кой отмостки, не должен превышать 1,2 м. В противном случае потребуется вносить дополнения в конструктивную часть инженерного ре­шения проекта, что вы­зовет повышение затрат. В табл. 2 приведена классифика­ция уклонов территорий жилых районов и микрорайонов.

Таблица 2 – Классификация уклонов территорий жилых районов и микрорайонов.

Характер уклона Величина уклона Обоснование пределов уклона
Очень малый Малый Средний Относительно большой Большой Очень большой Меньше 0,005 0,005-0,025 0,025-0,05 0,05-0,1 0,1-0,2 Свыше 0,2 Дома можно располагать в любом направлении с пол­ным сохранением типовых конструкций. Дома длиной до 100 м можно располагать в любом на­правлении с затратами на изменение типовых кон­струкций до 1 % стоимости жилой площади С учетом затрат на изменение типовых решений до 1%, при уклоне 0,05 дома длиной 50 м можно располагать в любом направлении, 100 м до φ = 28° С учетом затрат на изменение типовых решений до 1 % при уклоне 0,1 дома длиной 50 м можно располагать до φ = 28°, 100 м — до φ =14° Территории с уклонами свыше 0,1 неблагоприятны для застройки Территории с уклонами свыше 0,2 особо неблагоприят­ны для застройки (за исключением горных местностей)

Таким образом, в зависимости от ук­лона можно располагать на данном учас­тке здания определенной протяженности. В зависимости от максимально допусти­мого уклона можно определить протя­женность зданий, которые используются без изменения типового проекта.

Кроме площадок для отдельных зданий или группы зданий, на территории микрорайона распо­лагаются площадки различного назначе­ния, и их вертикальная планировка осу­ществляется в зависимости от предъяв­ляемых к ним требований (рис. 17).

Рисунок 17 – Схемы высотного решения микрорайонных площадок

1 - водоразделы, 2 – направления уклонов.

Для спортив­ных площадок (теннисные корты, баскет­больные, волейбольные и др.) требуется относительно ровная поверхность и вме­сте с тем необходимо придать их поверх­ности минимальный уклон (5—4 0/00) для стока поверхностных вод. Поэтому они должны размещаться на территориях со спокойным рельефом. В случае невоз­можности изыскания таких площадей минимальные уклоны достигаются тер­расированием с созданием вокруг них откосов или подпорных стенок. Спортивные площад­ки обычно устраивают с двухскатной по­верхностью (реже четырехскатной) с продольным и поперечным уклонами 4-5 0/00. Учитывая малую величину укло­нов, поверхность спортивных площадок следует подвергать особенно тщательной планировке и предусматривать возвыше­ние площадок над прилегающей террито­рией на 0,5 м или более для обеспечения стока поверхностных вод и быстрого вы­сыхания площадок после дождя.

Рисунок 18 – Пример устройства спортивной площадки.

При проектировании на микрорайонных территориях различных площадок, газонов и других благоустроенных учас­тков им придают уклоны, обеспечиваю­щие беспрепятственный сток дождевых и талых вод в водоотводящие устройства на территории микрорайонов или приле­гающих к ним улиц. Площади различно­го назначения на территориях микрорай­она проектируют с равной формой по­верхности (рис. 19).

Рисунок 19 - Фрагмент вертикальной планировки площадок территории микрорайона:
1 — красная линия участка; 2— проектные отметки на красной линии; 3 — абсолютная отметка пола 1-го этажа (в числителе проектные, в знаменателе существующие отметки)

Для уменьшения объемов земляных работ или создания нулевого баланса земляных масс наиболее целесообразно площадку располагать в полувыемке или полунасыпи, при этом часть ее образуется срезанием грунта, а часть подсыпкой этого грунта. Площадки могут принимать характер террас, распространяющихся на значительную часть микрорайона, а в частных случаях представлять собой террасы-площадки, создаваемые лишь для отдельных зданий. Такие террасы устраивают в подпорных стенках, с лестницами и подъездами с другой стороны здания (рис. 20).

Рисунок 20 – Терраса вдоль ул. Карбышева, Минск.

Хозяйственные или детские площадки устраивают в большинстве случаев одно- или двухскатными с укло­нами от 5 до 30 0/00.

При выборе пло­щадки под промышленные предприятия необходимо учи­тывать:

¾ производственно-технологические требования предприятий и размеще­ние промышленных и жилых районов в населенном пункте;

¾ транспортное обслу­живание населения этих районов;

¾ полу­чение и доставку сырья на предприятия и реализацию готовой продукции;

¾ условия энерго- и водоснабжения, канализования;

¾ климат;

¾ уровень паводковых и грунтовых вод;

¾ рельеф территории, имеющий особенно важное значение. Размещение промышленных пред­приятий на участках со значительными уклонами связано с перепланировкой территории и выполнением большого объема земляных работ;

¾ транспортные связи предприятий с вне­шними железнодорожными, автодорож­ными и водными магистралями;

¾ сеть внутризаводских автомобильных до­рог, а в отдельных случаях и железнодо­рожных путей (рис. 21).

Рисунок 21 – Примеры организации сети внутризаводских перевозок:

строительство железнодорожных путей на территории завода;

2) Схема генерального плана автомобильного завода.
а – обслуживание внутризаводских перевозок основным железнодорожным транспортом; б – то же, безрельсовыми видами транспорта

Вертикальную планировку площадок террито­рий промышленных предприятий произ­водят с учетом взаимного высотного рас­положения зданий и сооружений и в со­ответствии с требованиями технологи­ческого процесса этих предприятий, а также в привязке к имеющимся опорным точкам (отметки существующих зданий, железнодорожных путей и т.д.).

При относительно спокойном релье­фе с уклоном до 200/00 высотное разме­щение зданий и сооружений производит­ся в уровне поверхности земли, при ук­лонах до 500/00 можно использовать тер­расирование участков с сопряжением их с рельефом откосами, а в стесненных ус­ловиях — подпорными стенками. Терра­сирование участков отдельно стоящих зданий и сооружений обеспечивает мак­симальное приближение проектной по­верхности к существующему рельефу.

На промплощадках с сильно пересеченным рельефом, с боль­шим числом сооружений и транспортных коммуникаций часто приходится идти на полное изменение естественного рельефа с выравниванием его за счет производ­ства больших объемов земляных работ.

При террасированном размещении зданий и сооружений транспортная связь их с проездами, расположенными в уров­не существующего рельефа, осуществля­ется по пандусам для въезда и спуска с продольным уклоном не более 60 0/00 ис­ходя из пропуска по ним тяжелогрузных автомобилей, авто- и электрокаров.

Проектирование вертикальной пла­нировки дорог промышленных предпри­ятий, проходящих вдоль цеховых зданий, заезд в которые можно осуществлять с различных сторон, необходимо произво­дить в увязке с отметками полов первого этажа этих зданий. Это требует проекти­рования дорог с минимальными продоль­ными уклонами. В ряде случаев дороги проектируют безуклонными, придавая уклоны лишь лоткам проезжих частей с созданием пилообразного профиля вдоль них. Тупи­ковые железнодорожные подъездные пути (ветки) проектируют в продольном профиле горизонтальными или с уклона­ми до 2,5 0/00 (для отстоя со­става с выклю­ченными тормозами вагонов). Горизон­тальными устраивают участки путей вдоль складов или пакгаузов, когда уров­ни платформ и пола склада должны со­впадать с уровнем пола подходящих же­лезнодорожных вагонов.

Указанные требования усложняют вертикальную планировку территорий предприятий и отвод с нее поверхност­ных вод. В целях обеспечения поверхно­стного стока с территорий, уклоны кото­рых менее 50/00, необходимо тщательное планирование ее поверхности и оборудо­вание площадки развитой сетью водо­приемных и водоотводящих устройств. Промышленные площадки обычно обо­рудуют закрытой водосточной сетью. Как временное решение может быть осу­ществлено устройство открытого водоот­вода (с кюветами).

Площадки городских площадей проектируют на относительно пологих участках местности. Продольные уклоны поверхности городских площадей не должны превышать 30 0/00, а автостоянок – не более 20 0/00. При отсутствии пологих участков для размещения городских площадей их создают путем перепланировки рельефа с возможным террасированием местности. Наилучшая обозреваемость площадей достигается при односкатной, двухскатной и четырехскатной поверхности с пониженным расположением центральной ее части.

Вертикальная планировка автостоянок, парковочных мест и площадок для разворота автотранспорта решается одновременно с вертикальной планировкой прилегающих магистралей. Автомобильным стоянкам придают продольный или поперечный уклон 5-30 0/00. Верхний предел обеспечивает возможность размещения машин без опасения их движения с выключенным двигателем. Продольной уклон поверхности городских автостоянок не должен быть более 20 0/00.

-вопросы-

Вертикальная планировка территорий зеленых насаждений в городах

Зеленые насаждения города в целом и его жилых районов в виде парков, садов, скверов и бульваров, внутримикрорайонных и внутриквартальных насаждений всех видов являются одним из важнейших элементов благоустройства современного города. Крупные массивы зеленых насаждений значительно влияют на общую планировочную структуру города и его жилых районов. На склонах берегов рек и больших оврагов насаждения используют для создания мест отдыха населения и с мелиоративными целями.

Основными задачами вертикальной планировки территорий с зелеными насаждениями являются:

¾ создание благоприятных условий для общего архитектурно-планировочного решения проектируемой территории;

¾ сбор и удаление избыточных поверхностных вод во избежание чрезмерного увлажнения почвы, повышения уровня грунтовых вод и возможного заболачивания территории;

¾ обеспечение трассирования дорог, дорожек и аллей с уклонами, удобными для движения транспорта или пешеходов;

¾ использование имеющегося почвенного покрова путем сохранения естественного рельефа или в случае изменения естественного рельефа предварительного удаления этого покрова и последующего использования его при устройстве газонов и цветников, а также при посадке деревьев и кустарников;

¾ создание наилучших условий произрастания насаждений с исключением возможности эрозии почв (размыва, обрушения, выветривания), обеспечения сохранности влаги в почве и т. д.

При вертикальной планировке этих территорий соблюдаются условия максимального сохранения имеющегося почвенного покрова и растений (рис. 22).

Рисунок 22 - Максимальное сохранение природного ландшафта дарит чувство гармонии с природой.

Уклоны поверхности назначают 0,5 – 12 %. Рельеф преобразовывают в бессточных местах и на участках, примыкающих к зданиям и проездам. Отметки территорий с зелеными насаждениями «привязывают» к этим сооружениям. На значительной крутизне склонов вертикальную планировку решают террасированием.

Принципы и приемы вертикальной планировки, а также объемы работ во многом зависят:

¾ от размеров территории зеленых насаждений,

¾ от назначения и использования территории.

Основными элементами территорий зеленых насаждений, подвергаемых вертикальной планировке, являются:

¾ дороги и дорожки,

¾ аллеи,

¾ площади и площадки у входа перед сооружениями (кинотеатр, кафе и т.д.), видовые и другого назначения,

¾ связи между участками территории, расположенными на разной высоте (спуски, пандусы, лестницы).

При сложном рельефе не исключается проектирование подпорных стенок на крутых склонах. При больших уклонах сооружаются лестницы. Наименьший уклон территорий зеленых насаждений принимается 5 0/00. Для дорожек и аллей наибольший уклон составляет 80 0/00. Озеленение внутриквартальных территорий производится с целью создания надлежащих микроклиматических и санитарно-гигиенических условий для проживания людей. При проектировании зеленых насаждений учитывают:

¾ их ветро-, пыле- и газозащитные функции;

¾ защиту от температурных, инфляционных воздействий и шума;

¾ их эстетические и композиционные функции.

Следует учесть, что экологическая эффективность озеленения во многом зависит от следующих факторов:

¾ нерасчлененность зеленых массивов (компоненты озеленения должны быть непрерывными на возможно большей площади);

¾ расположение компонентов озеленения в планировочной структуре застройки;

¾ плотность зеленых насаждений;

¾ экологическая совместимость насаждений;

¾ функциональное зонирование ландшафтов.

По целевому назначению компоненты внутриквартального озеленения делятся на защитные насаждения, декоративные, рекреационные, специализированные и продуктивные сады.

По функциональному признаку компоненты озеленения подразделяются на насаждения общего пользования и ограниченного пользования.

При наличии на территории древесно-кустарниковых насаждений вертикальная планировка не должна затрагивать участков растительности, если, конечно, эта растительность является ценной.

Вертикальная планировка территорий жилых районов, микрорайонов и кварталов также не должна нарушать почвенного покрова участков, предназначенных для посадки новых насаждений всех видов.

На участках с большим или меньшим перепадом отметок рельефа вертикальная планировка устанавливает высотное положение отдельных участков насаждений по принципу террасирования, а также связи между этими участками-террасами в виде спусков и подъемов с приемлемыми уклонами или с помощью лестниц, пандусов, серпантинов и т. д.

При сложном рельефе и наличии террас могут применяться подпорные стенки (рис. 23).

Рисунок 23 – Применение подпорных стенок при сложном рельефе.

В садах и парках для сохранения естественного рельефа существующих насаждений и верхнего почвенного покрова зеленые насаждения можно располагать с большей или меньшей разницей в высотных отметках по отношению к уровню прилегающих улиц. При этом поверхности, расположенные в разных уровнях, соединяют посредством откосов или подпорных стенок.

При входе в парки и сады, скверы и на бульвары, расположенные выше прилегающих улиц или площадей, устраивают ступени или лестницы, огражденные подпорными стенками. Ступени устраивают также при вертикальной планировке сквера или бульвара террасами с перепадами по высоте (рис. 24).

Рисунок 24 – Пример использования ступеней и лестниц в парках.

При проектировании парков, садов и скверов вертикальная планировка территорий зеленых насаждений должна способствовать выявлению природного ландшафта, помогая сохранять, а в некоторых случаях и усиливать его живописность, внося контрастность в рельеф территории в сочетании с созданием архитектурных декоративных групп насаждений.

На городских улицах, расположенных на косогоре, с большим перепадом в отметках красных линий, проезжие части и тротуары располагают на разных уровнях. Разницу в высотном положении сторон улицы маскируют бульваром, который служит связующим звеном между разделенными проезжими частями (рис.25).

Рисунок 25 – Разница в высотном положении сторон улиу, замаскированная бульваром.

Между верхней и нижней террасами проектируют откос с травянистым покровом. Подъем и спуск по откосу осуществляют с помощью лестниц (рис. 26).

Рисунок 26 – Пример откоса с травянистым покровом и лестницей для подъема и спуска.

-вопросы-

Вертикальная планировка участков городской территории в сложных рельефных условиях

Освоение территории со слож­ным рельефом может осуществляться:

¾ в условиях его сохранения с небольшими изменениями

¾ или радикальной перепла­нировкой поверхности, что связано с большими расходами (осо­бенно при наличии трудноразрабатываемых грунтов). Поэтому оно должно обо­сновываться технико-экономическими расчетами.

Коренные изменения рельефа в боль­шинстве случаев не вызываются необхо­димостью. Практика по­казывает, что при правильной планиров­ке территорий, постановке зданий, проложении внутриквартальных дорог и тротуаров, размещении зеленых насажде­ний возможно освоение самых сложных территорий без существенных изменений рельефа (рис. 27).

Рисунок 27 - примеры планировки микрорайонных участков на сложном рельефе с незначительной пере­планировкой.

Усло­вия размещения зданий зависят от их типа, планировки проездов, пешеходных дорожек или тротуаров, размещения спортивных, хозяйственных и других площадок, ориентации зданий по стра­нам света и прочих факторов. Наимень­шие затраты по перепланировке рельефа достигаются при постановке большин­ства зданий длинной стороной под не­большим углом по отношении к горизон­талям. Так как такое решение не всегда осуществимо, то участки со сложным ре­льефом целесообразно застраивать зда­ниями небольшого протяжения со сво­бодной ориентацией по отношению к странам света, что дает возможность раз­мещать их в плане применительно к раз­личному рельефу (рис 28).

Рисунок 28 – Пример размещения зданий на больших склонах.

Здания, имеющие цокольные этажи и особенно значительную протяженность, целесообразно размещать под таким уг­лом к горизонталям, чтобы величина пе­репада рельефа на протяжении участков здания с одинаковыми отметками пола первого этажа не превысила 1 — 1,5 м, а продольный уклон располагаемых вдоль здания тротуаров не превышал 40—50 0/00. Применение типовых зданий, предназна­ченных в основном для условий равнин­ной местности, возможно при уклонах не более 100/00. Если уклоны выше указан­ных, то полностью исключается застрой­ка типовыми зданиями и предусматрива­ются здания, предназначенные для усло­вий сложного рельефа, или здания, кото­рые могут быть приспособлены к этим условиям (рис. 29).

Рисунок 29 – Такие дома целесообразно располагать на крутых, но невысоких склонах.

На пересеченном рельефе рекоменду­ется применение односекционных зда­ний башенного типа и зданий на столбах. Размещение подобных зданий в направлении горизонталей по­зволяет использовать пространства под ними для стоянки автомобилей и для других целей.

На крутых склонах здания можно размещать с террасированием или без террасирования территорий. Террасированию сопутствуют большие объемы земляных работ и значительные затраты, но этот вариант позволяет разме­щать на террасах различные виды типо­вых зданий и создает благоприятные ус­ловия для устройства проездов, тротуа­ров, размещения автомобильных стоянок и т.д. Односекционные дома башенного типа возможны в условиях сложного ре­льефа как при террасном, так и при бес- террасном приемах застройки. При раз­мещении многосекционных зданий на крутых склонах целесообразно смещение отдельных их секций по вертикали или применение домов ступенчатого типа (рис 30).

Рисунок 30 - Концепция многофункционального жилого комплекса в р-не ул. Давыдова в г. Владивостоке.

Планировка внутримикрорайонных проездов должна обеспечить удобство подъезда ко всем зданиям, а также безо­пасность движения. Пешеходные дорож­ки и тротуары проектируют с учетом обеспечения удобства и безопасности пе­шеходного движения внутри микрорайо­на, а также подхода к ближайшим улицам и остановкам общественного транспорта. Если уклоны дорожек и тротуаров превы­шают допустимые (60—80 0/00), то должны быть устроены лестничные сходы.

Отдельные террасные участки сопря­гают между собой путем устройства от­косов или подпорных стенок. Откосы за­севают травой или одерновывают. В целях исклю­чения размыва вдоль откосов с нагорной стороны устраивают лотки для приема поверхностных вод и отвода их в водо­сточную сеть. Поэтому на участках с не­значительными уклонами или на гори­зонтальных участках (например, на набе­режных) пилообразный профиль проек­тируют только вдоль водоотводящих лотков, а продольный уклон по оси про­езжей части сохраняют равным суще­ствующему уклону местности или даже горизонтальным. При этом поверхности проезжей части придают переменные по­перечные уклоны на площади шириной до 1 — 1,5 м, приближенной к лоткам про­езжей части, где транспорт движется на малых скоростях у остановок.

Создание пилообразного продольно­го профиля по лоткам улиц и проездов достигается за счет изменения высоты борта, причем наименьшая его высота ус­танавливается на гребне-участках с не­значительными уклонами или на водо­разделе продольного профиля лотка, а наибольшая в месте сбора поверхност­ных вод, где устраивается водоприемный колодец. Этот метод требует устройства закрытой сети водо­стоков, что необходимо по санитарным соображениям предусматривать во всех населенных местах рис. 31).

Рисунок 31 - Вертикальная планировка проезжей части с пилообразным продольным профилем по лоткам: а — поперечный профиль; 6 — продольный профиль; в — план с горизонталями; 1 — поверхность борта (горизон­тальная); 2 — уровень оси проезжей части; 3 — профиль по лотку; 4 — водоприемные колодцы (решетки)

В понижен­ных местах лотков предусмотрена уста­новка водоприемных решеток. При проектировании вертикальной пла­нировки с пилообразным профилем зна­чительно сокращается свободный пробег воды по лоткам проезжей части. Его не­значительное увеличение может быть до­стигнуто за счет увеличения разности высоты бортов.

К категории сложных для проектиро­вания вертикальной планировки отно­сятся также территории, подлежащие ре­конструкции при наличии на них опор­ных (существующих) объектов, располо­жение которых в плане и по высоте огра­ничивает, а иногда предопределяет пла­нировочное решение.

¾ При проектировании вертикальной планировки необходимо учитывать: отметки у отдельных зданий и сооруже­ний, которые следует со­хранять (отметки мостов, тоннелей, вхо­дов в здания);

¾ отметки, изменить которые можно лишь в допустимых пре­делах (высотные отметки поверхно­стей над некоторыми подземными соору­жениями, если глубина этих сооружений является минимально допустимой, могут быть только повышены);

¾ Отметки тротуа­ров вдоль зданий при наличии оконных приямков подвальных и полуподвальных помещений повышать не следует, но воз­можно некоторое их понижение в зави­симости от глубины заложения фундаментов зданий.

Если выполнить вышеуказанные ус­ловия невозможно, то приходится прибе­гать к сложным дорогостоящим планировочным решени­ям или реконструктивным мероприяти­ям: освобождений подвальных помещений, переустройству входов в здания, встраиванию внутренних лест­ниц, перекладке подземных сетей и т.д. Следует по воз­можности их избегать и найти такое ре­шение горизонтальной и вертикальной планировки, при котором все опорные сооружения были бы сохранены. В ряде случаев прибегают к террасированию территории с устройством откосов, под­порных стенок и лестниц.


Откос — это простейший элемент вертикальной планировки территорий при сопряжении поверхностей с перепадом отметок. Крутизна откосов определяется в зависимости от свойств грунта, геологических и гидрогеологических условий, а также высоты откоса.

В больших парках при высоких откосах (более 5 м) устраивают бермы шириной от 2 м и более. Они могут быть использованы для прогулочных пешеходных дорожек.

Для предохранения от размыва поверхностными водами по верхней бровке откосов предусматривают водоотводящие устройства в виде нагорных канав или коллектора водосточной сети с водоприемными колодцами. Для отведения стекающих по откосу поверхностных вод у подошвы откосов устраивают водоотводящие лотки.

Устойчивость откосов обеспечивают их укреплением, осуществляемым путем засева травами, одерновки поверхности (сплошной и в клетку), мощения камнем и т. д. Применяется также разбрызгивание битумной эмульсии по ранее посеянным травам. При откосах на берегах водоемов их укрепление осуществляется с помощью мощения откосов (одиночного или двойного), бетонных и железобетонных плит, а также плит с отверстиями, заполняемыми грунтом или растительной почвой и засеваемыми травами или цветочными многолетними растениями (рис. 32).

Рисунок 32 – Примеры укрепления откосов: 1) газонными травами; 2)мощение камнем

Георешетка – это сотовая конструкция из полиэтиленовых лент, отличающимися высокой прочностью. Если растянуть георешетку в рабочем положении, то можно получить устойчивый каркас – как горизонтально, так и вертикально. При помощи этого каркаса фиксируются различные наполнители – щебень, грунт, бетон, кварцевый песок и другие (рис. 33).

Рисунок 33 – Укрепление откосов с помощью георешотки.

Подпорные стенки заменяют откосы и служат для удержания в равновесии земляных масс верхней террасы планируемой территории. Высоту подпорных стенок устанавливают вертикальной планировкой территории. Форму и сечение подпорных стенок определяют расчетами усилий, воздействующих на стенки. Для подпорных стенок используют такие материалы, как каменная кладка, бетон или железобетон. Внешней поверхности подпорных стенок придают декоративный вид, например, в виде циклопической кладки при каменных подпорных стенках, вкрапливания в поверхность стенок отдельных камней, и т. д. (рис. 34).

Рисунок 34 – Примеры подпорных стенок.

Применяют также прием укрепления откосов комбинированным способом: засевом трав верхней части собственно откоса и сооружением подпорной стенки в нижней его части.

Подпорным стенкам придают вертикальный уклон в пределах 1 : 10— 1 :12. За стенками устраивают дренаж для приема и отвода поверхностных, просачивающихся в грунт и грунтовых вод. По верхней бровке стенок устраивают лотки для перехвата поверхностных вод во избежание стекания их по поверхности стенок и загрязнения последних. При устройстве вдоль подпорных стенок дорожек поверху устанавливают ограждение (перила, решетки, парапет). Для подъема и спуска с одной террасы на другую предусматривают разрывы в подпорных стенках с устройством ступеней и лестниц.

Рисунок 35 – Примеры подпорных стенок с разрывами для устройства ступеней.

В пределах крутизны до 8% можно устраивать дорожки-пандусы для пешеходного движения (рис. 36).

Рисунок 36 – Примеры дорожек-пандусов.

При большей крутизне проектируют и сооружают лестничные сходы. Уклон лестниц принимают не более 1:3. Высоту ступени принимают от 10 до 14 см; ступени могут быть различной ширины в зависимости от назначения лестницы и территории, на которой она расположена. Например, у главного входа на территорию парка устраивают парадную лестницу. В микрорайонах и кварталах лестницы устраивают для пешеходного движения в определенных направлениях. Соответственно устанавливают и ширину лестниц (рис. 37).

Рисунок 37 – Примеры лестниц в городах: 1) Митридатская лестница, г. Керчь: 2) улица-лестница, Тбилиси.

-вопросы-


1937335158367928.html
1937392930825270.html
    PR.RU™