КуРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организационное поведение»

(название дисциплины)

Тема: ­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ «Формирование профессионального профиля менеджера и способы усиления его положительных качеств »
(тема работы)

Выполнила студентка 1 курса, Удс 21.1/Б-14 Мельник Никиты Юрьевич
(курс, группа, фамилия, имя, отчество)

Преподаватель ­­­­­ Кандидат экономических наук, доцент Рибокене Е. В.
(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

Работа защищена с оценкой _______________________________________________

(оценка, подпись преподавателя)

Москва 2015г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3

1. Теоретические аспекты основных характеристик необходимых для личности менеджера……………………………………………………………..5

1.1. Менеджер: понятие, функции, уровни………………………………….…5

1.2. Стили управления: различия, преимущества, недостатки……………….9

2. Профессиональные качества менеджера……………………………………13

2.1. Сущность профессионально важных качеств менеджера и его имидж…13

2.2. Классификация профессиональных компетенций менеджера…………..17

3. Способы улучшения профессиональных качеств менеджера……………..21

3.1. «Сержанты бизнеса»: проблема линейных менеджеров…………………21

3.2. Навыки обучения людей, как способ улучшения положительных качеств современного менеджера………………………………………………………..25

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованных источников…………………………………………32

Введение

Современный мир бизнеса устроен так, что он делится на людей, которые принимают решения, руководят всем процессом производства, и людей, которые осуществляют этот процесс. Первых называют руководителями, а вторых – исполнителями.

Роль профессионального менеджера заключается в постоянном улучшении деятельности системы, за которую он отвечает.

Это то, что побуждает менеджеров профессионально выполнять свою работу; это то, чего ожидают от них их руководство и их компании. Это исходное положение также служит основой для системы мотивации, выплаты премий и продвижений по карьерной лестнице.

Стать профессиональным менеджером – это осознанное решение, являющееся личным выбором. Хорошие управленцы обладают тремя основными качествами: способностями, уверенностью в себе, стремлением вкладывать усилия в проведение изменений. Грамотные менеджеры согласятся с приведенным выше определением, потому что именно таким образом они управляют областями, которые находятся в зоне их ответственности.



Актуальность курсовой работы заключается в том, что поскольку главной особенностью руководящей работы является огромный объем информации, то способность ее воспринимать и перерабатывать является неотъемлемой составляющей личности руководителя. Все это играет огромную роль для развития компании в целом.

Важно, чтобы руководитель мог охватить всю информацию в целом, также смог вычленить и увидеть необходимые детали, осмыслить и систематизировать полученную информацию. Все это является особенностями восприятия человека, а также внимания, профессиональной наблюдательности, логического и аналитического мышления. Важно отметить, что восприятие информации руководителем имеет непосредственно отношение к его профессиональному опыту и знаниям. Чем более опытен и образован лидер, тем быстрее он способен принимать адекватные решения.

Специалисты разделили все качества руководителя на три большие группы: личные, деловые и профессиональные. Сочетание качеств всех трех групп является необходимым требованием, которому должен соответствовать руководитель любого ранга любой организации. Личные качества руководителя – это те, которые помогают приобрести уважение и авторитет среди сотрудников.

Среди них можно назвать отзывчивость, готовность прийти на помощь, уверенность в себе, благожелательность и оптимизм в любых ситуациях, культуру и высокие моральные ценности, заботу о своем физическом и психическом здоровье. Деловые качества руководителя – это умение организовать работу, распределять обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль.

Все вместе эти характеристики показывают уровень компетентности и организаторских способностей управленца, насколько хорошо он готов справиться с поставленными перед ним задачами.

Цель курсовой работы – рассмотреть и изучить формирование профессионального профиля менеджера и способы улучшения его положительных качеств.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть теоретические аспекты основных характеристик необходимых для личности менеджера



- изучить профессиональные и личностные качества менеджера

- рассмотреть способы улучшения профессиональных качеств менеджера

ГЛАВА 1

1. Теоретические аспекты основных характеристик необходимых для личности менеджера

1.1.Менеджер: понятие, функции, уровни

Слово "менеджер" происходит от английского "manager", что означает "управляющий, заведующий, организатор, ответственный"[1]. В разных организациях менеджеры выполняю разные функции. Где - то это обычный продавец, где - то организатор или администратор, а где - то - руководитель.

Менеджер - это, в первую очередь, профессиональный специалист, который занимается организаторской и управленческой деятельностью предприятия, в зависимости от направления деятельности предприятия и специализации менеджера. Менеджерами займа называют подписавшиеся на выпуск ценных бумаг финансовые организации.

Также термин "менеджер" применим к программному обеспечению разных видов, которое осуществляет управление компьютерными программами[2]. Исходя из экономической теории, менеджер - это человек, управляющий компанией, проще говоря, директор.

Но на современном рынке труда существуют разновидности этой профессии. Все менеджеры разделяются на топ менеджеров, менеджеров по продажам, офис менеджеров, менеджеров по рекламе и менеджеров по персоналу. В целом можно сказать, что это более узкая специальность, то есть каждый из менеджеров отвечает за своё узкое направление. Менеджер - это специалист с высшим образованием с навыками руководящей работы.

Менеджер по продажам отвечает за продажи на данном предприятии. Он собирает клиентскую базу, налаживает контакты, ведет переговоры, заключает договоры и контракты. Разъясняет поставщикам или покупателям условия сотрудничества, предлагает варианты заключения договоров. старается поддерживать контакты с постоянными клиентами, разрабатывает для них льготные предложения.

Зарплата менеджера по продажам, как правило, зависит от количества успешных сделок и продаж. Грамотный менеджер по продажам должен быть образованным и корректным специалистом, стресс устойчивым, мобильным, коммуникабельным, готовым к работе в выходные дни. В небольших компаниях менеджерами по продажам являются продавцы.

Рассмотрим, понятие офис - менеджера. Офис менеджер, это специалист, обеспечивающий работу в офисе, Он занимается всем, с чем связано функционирование офиса. Начиная с поставки воды и заканчивая проектами на обновление интерьера. в некоторых компаниях офис менеджер может заниматься и подбором персонала. Офис менеджер тесно сотрудничает и с менеджером по продажам. Заработная плата его, обычно, фиксированная. В зависимости от решения более высшего руководства он может получать премии за успешное внедрение новых идей, улучшающих работу офиса в целом[3].

Менеджер по персоналу. В разных организациях он может быть наделен разными полномочиями. В одних менеджер по персоналу занимается подбором сотрудников, отбирать резюме, назначать собеседования. В других менеджер по персоналу сам отслеживает свободные вакансии, размещает объявления или подает заявки в агентства по подбору кадров. Он может самостоятельно встречаться с соискателями, проводить отбор и самостоятельно принимать решения в выборе кандидатов.

Так же менеджер по персоналу может подбирать тесты для собеседований. Проводить обучающие тренинги для сотрудников, которые имеют уже опят работы. Такие тренинги направлены на улучшение качества работы, на профессиональное развитие работников. Зарплата менеджера по персоналу чаще фиксированная, но, конечно, все зависит от политики компании.

Менеджер по рекламе занимается рекламой. Но здесь все зависит от специфики предприятия. Если это журнал, то менеджер по рекламе может заниматься поиском рекламодателей для размещения в издании. Если это организация что-либо производит, то он разрабатывает проекты рекламы для размещения в газетах и на телевидении для продвижения своей продукции.

Так же менеджер по рекламе может сотрудничать с рекламными агентствами, утверждать проекты рекламных макетов. Он может привлекать промоутеров, продумывать рекламные акции. Менеджер по рекламе имеет процент от сделок и фиксированную зарплату.

У всех менеджеров обычно есть в подчинении сотрудники, которые являются исполнителями, в небольших компаниях все обязанности выполняет он сам.

Топ менеджер - это руководитель высшего звена, над ним может быть только учредитель или управляющий компании. Топ менеджер организует работу всех остальных менеджеров, которые, в свою очередь, в зависимости от распоряжений, организуют работу своих подчиненных. Это человек с хорошо развитыми организаторскими способностями, лидерскими качествами, сильным характером и устойчивой психикой. Заработная плата топ менеджера довольно высока, в крупных компаниях она может достигать нескольких тысяч долларов. С работой топ менеджера связана очень большая ответственность.

Существует много разновидностей менеджеров на предприятии, рассмотрим основные типы:[4]

- Менеджер - управляющий

Функция менеджера-управляющего является традиционной, изначально присущей менеджеру. Процесс руководства основывается на нахождении и постановке цели. Однако затем наступает этап планирования, то есть исследования и определения пути достижения цели.

- Менеджер-дипломат

Среди множества менеджерских умений и навыков, которые за последнее время получили особенно большой размах, необходимо прежде всего назвать те, которые связаны с процессами переговоров. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание вопросов с властями.

- Менеджер-лидер

Современный менеджер осуществляет не только профессиональные функции (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы и др.), но и лидерские: чтобы эффективно справиться с решением управленческих задач, нужно уметь вести за собой людей, то есть быть менеджером-лидером.

По мнению специалистов, чтобы реализовать свои функции в современных условиях, какндидит на должность менеджера должен обладать необходимыми профессиональными, личными и деловыми качествами.
Личные качества менеджера мало отличаются от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими — также лишь предпосылка успешного руководства.

Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только определенным образом воздействуя, влияя на них.

Власть и влияние фактически являются единственными средствами, которыми располагает менеджер для решения большинства задач. Обязанность менеджера во всех организациях для обеспечения эффективной работы - надлежащее применение власти.

1.2. Стили управления: различия, преимущества, недостатки

Для компании стиль управления имеет крайне важное значение. Самой эффективной оказывается комбинация пяти основных стилей, доминирующим из которых делается наиболее соответствующий текущей ситуации и цели бизнеса.

Для понимания стиля управления, больше всего соответствующего компании, должна учитываться стадия развития бизнеса на текущий момент. Считаю наиболее удачной модель жизненного цикла компании, предложенной американцем Ларри Грейнером еще в 1972-м году[5]. Данная модель была взята за основу в работе многих последователей Грейнера – в том числе Ицхака Адизеса, который стал автором наиболее популярной теории жизненных циклов компании (рисунок 1).

Рисунок 1 – Три основных стиля управления

В работе Грейнера была выделены 5 стадий роста, при этом каждая из стадий из эволюционного развития является результатом революции, направленной на решение проблем на предыдущей стадии. Доминирующая проблема, которая характеризует каждый революционный период в развитии компании, порождается всегда стилем управления, требуя его изменения[6].

- Стиль управления №1. Рост через креативность

Молодая компания внедряет новую бизнес-идею в стремлении популяризации своего продукта. Все сотрудники компании, в том числе собственник бизнеса, делают всё. Мотивирован предприниматель со своим окружением единым результатом, без установленных правил и авторитетов.

- Стиль управления №2. Рост через директивное руководство

Профессиональные руководители выстраивают организационную структуру, задают правила и нормы поведения, распределяя зоны ответственности и полномочий. Собственники на данном этапе пока еще придерживаются демократического стиля, но наемные менеджеры предпочитают авторитарный принцип руководства. Подобная ситуация характерна для большинства компаний в России[7].

Стиль управления №3. Рост через делегирование полномочий

Чтобы разгрузить высший менеджмент компании, наделяют серьезными полномочиями руководителей региональных направлений и отдельных бизнес-единиц. Собственники продолжают придерживаться демократического управления компанией. Постепенно также топ-менеджеры компании переходят к доминирующему демократическому управлению вместо авторитарного, стремясь делегировать множество своих полномочий. Стиль управления компанией на уровне бизнес-единиц может быть авторитарным (для производственных подразделений) либо либеральным (для поддерживающих бизнес-единиц).

Стиль управления №4. Рост через координацию

При дальнейшем росте и развитии компании формируются продуктовые группы, появляются изощренные системы распределения средств компании между бизнес-единицами. Отмечается значительное разрастание корпоративного центра, с созданием сложных систем контроля и планирования. Собственники продолжают придерживаться демократического стиля, с переходом штаб-квартиры и топ-менеджеров к доминирующему либеральному руководству в компании, с появлением черт авторитарного стиля при взаимоотношениях бизнес-единиц и штаб-квартиры.

В частности, практически любая компания в России придерживается технологии двух ключей. Данная управленческая технология предполагает, что глава дивизиона либо бизнес-единицы отвечает в целом за свое подразделение, у него есть право принятия любых решений, но его заместители находятся в подчинении профильных заместителей гендиректора головной компании, с обязательством выполнять все указания и распоряжения с их стороны[8].

- Стиль управления №5. Рост через сотрудничество

При всем многообразии российских компаний невозможно найти очевидные и яркие примеры данной стадии. Грейнер полагает, что собственникам и топ-менеджерам на данном этапе необходимо осознать бюрократизированность организационной структуры и системы управления компании, переходя к гибкости, делегируя свои управленческие полномочия от штаб-квартиры на места. Доминирует в общей бизнес-системе демократическое управление.

По мировой практике можно судить о появлении в данный период внутренних команд консультантов, предоставляющих профессиональные советы для руководителей. Также формируется система подозрений новации. Снижается количество сотрудников корпоративного центра, уменьшается постоянный контроль. В теории на данном этапе возможно введение матричной структуры управления. В российских компаниях появляются внутренние консультационные подразделения, такой подход себя часто оправдывает.

На выбор оптимального стиля управления компанией влияет множество факторов. Нужно адаптировать «типовой» стиль управления компанией к каждому конкретному предприятию индивидуально, к личности определенного руководителя.

На выбор оптимального стиля руководства влияет текущая стадия развития, специфика компании и рассматриваемый уровень иерархии управления. Меняться доминирующий стиль управления компанией должен в зависимости от её стадии развития.

На разных уровнях иерархии управления возможно использование различных стилей руководства (особенно актуально в практике крупных компаний). Для компании (и уровня иерархии внутри самой компании) больше подходит стиль управления, способствующий максимальному результату при сокращении рисков и издержек[9].

При любом стиле управления руководителей ожидают специфические требования. Если данных требований не придерживаться, возникает проблема ухудшения эффективности не только управленческих воздействий, но и всей организационной эффективности на предприятии.

2. Профессиональные качества менеджера

2.1. Сущность профессионально важных качеств менеджера и его имидж

Теория менеджмента основывается на том, что только сплоченный и организованный коллектив может работать в полную силу. Существует много способов, как сплотить коллектив. Лучше всего сплотить его при помощи авторитета уважаемого человека, того, которому все готовы подчиняться беспрекословно[10].

Среди личностных качеств менеджера можно выделить основные: уверенность, порядочность, честность, справедливость по отношению к подчиненным, уважение к окружающим, хорошее здоровье, энергичность, жизнестойкость, любознательность, эмоциональное здоровье, чтобы выдерживать перегрузки и стрессы. Этот список, при желании, можно продолжить[11].

Каковы же профессиональные качества менеджера: обладание умственными способностями, умение анализировать ситуацию, брать на себя ответственность за принятие решений и их исполнение, хорошо понимать цели фирмы, умение видеть и решать проблемы.

В профессиональные качества менеджера также входит ряд организаторских и деловых качеств: целеустремленность (ведь от менеджера в современном нескончаемом потоке информации и моментально сменяющих друг друга событий требуется постановка ясных, обоснованных целей), повышенная работоспособность, дисциплина и контроль над собой, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убеждая в своей правоте[12].

Основные профессионально важные качества менеджера – реализм и умение руководить. Ведь каждый менеджер должен правильно оценивать свои силы и возможности, чтобы потом не пришлось расплачиваться за свои ошибки. И, конечно же, самое основное – умение руководить, управлять, организовывать и поддерживать работу коллектива.

Составим портрет современного руководителя. Для этого необходимо рассмотреть все основные качества менеджера. Некоторые из них являются специфическими, а некоторые самыми обычными, присущими многим.

Конечно же, менеджер – это не только руководитель, но еще и представитель фирмы, в которой работает, ее лицо. Это говорит о том, что его внешний вид должен быть абсолютно безупречен. Согласитесь, плохо одетый человек только испортит мнение о компании, в которой работает. Современные фирмы тщательно следят за внешним видом своих сотрудников.

Личностные характеристики менеджера разнообразны. В первую очередь, отметим следующие качества:[13]

- энергичность;

- жизнерадостность;

- хорошее здоровье;

- чувство юмора;

- уважение к окружающим;

- любознательность;

- открытость всему новому.

Также отметим, что хороший менеджер должен уметь находить общий язык со всеми и каждым, быть неконфликтным, уметь ощущать, что хотят другие, и так далее. Что можно отнести к профессиональным качествам менеджера? Таких качеств тоже достаточно много.

В первую очередь, хороший менеджер должен уметь действовать в интересах своей фирмы, помогать ей развиваться, хорошо представлять ее на стороне. Он должен видеть и тут же решать проблемы, которые могут негативным образом сказаться на состоянии его компании. Хороший менеджер всегда готов взять на себя ответственность в сложной ситуации. Профессиональные качества менеджера включают в себя также целый ряд различных деловых и организаторских качеств. К ним стоит отнести целеустремленность, готовность работать даже в свое личное время, обязательный самоконтроль, а также дисциплину.

Менеджер должен уметь не только сам проникнуться идеей, но и заразить ею других. Иначе говоря, он должен вдохновлять людей работать в полную силу. Работая с людьми, менеджер должен уметь дать объективную оценку своим возможностям. В противном случае ему придется слишком часто расплачиваться за свои собственные ошибки, а также и за ошибки своих подчиненных[14].

Формирование индивидуального образа служит залогом успешной работы. Руководитель в бизнесе является ключевой фигурой. По нему судят о всей компании. Поэтому имидж менеджера должен быть тщательно продуман. Имидж человека складывается в течение жизни. На него влияют следующие факторы:[15]

- Воспитание. Родители в детстве закладывают нормы поведения и индивидуальные характеристики.

- Приобретенный опыт. С течением времени накопленная информация воздействует на образ человека. Этот опыт закладывает основу профессионального стиля и создает имидж менеджера.

Формирование образа менеджера начинается с совершенствования своего внешнего вида[16]. В порядке должны быть прическа, зубы, ногти, кожа. Наблюдательный человек по костюму, прическе и макияжу может сделать вывод о личностных характеристиках. Поэтому внешний вид должен быть всегда опрятным. Макияж должен соответствовать типу лица и быть максимально натуральным. При выборе одежды нужно обращать внимание на:

- неяркую цветовую гамму, гармонирующую с внешними природными данными;

- специальный покрой, подчеркивающий достоинства фигуры и скрывающий недостатки;

- деловой стиль одежды, отражающий сферу деятельности; современные аксессуары, которые сделают образ законченным (галстуки, перчатки, головные уборы, часы, портмоне, портфели, папки и прочее). Чтобы имидж менеджера был достойным, нужно уметь сочетать элементы одежды и аксессуары. Если у человека отсутствует вкус, то можно обратиться к стилистам и имиджмейкерам.

На формирование имиджа также влияют профессионализм и коммуникативная компетентность. Менеджер должен оперативно реагировать на изменение экономической ситуации, принимать грамотные решения. Профессионал своего дела всегда умеет слушать партнеров, возражать, задавать вопросы, использовать язык жестов, мимику, сдерживать эмоции, строить переговоры[17].

Образ менеджера должен соответствовать ожиданиям подчиненных. Тогда они, стремясь быть похожими на руководителя, будут развиваться и расти профессионально. Также индивидуальный стиль задает нормы отношений в коллективе: положительный имидж снижает число конфликтных ситуаций и гармонизирует общение работников между собой.

Формирование имиджа в этом случае может происходить двумя путями: целенаправленно или спонтанно[18].

Целенаправленный путь. Это естественный процесс. Руководитель является самим собой и постепенно вырабатывает свой деловой имидж. В этом случае от менеджера требуется только постоянное самосовершенствование в профессиональном плане.

Спонтанный путь. Он представляет собой активное формирование образа с помощью некой «маски», которая соответствует типу корпоративной культуры. Этот стиль не всегда близок личности самого менеджера.

Имидж менеджера создается годами, а потерять его можно в одночасье. Поэтому на работе нужно быть всегда хорошо одетым и причесанным. Также важно сдерживать эмоции, вежливо общаться и постоянно повышать свои профессиональные навыки.

Как мы видим, профессиональные и личностные качества менеджера должны быть присущи каждому управленцу, но не стоит забывать, что вряд ли найдется хотя бы парочка идеальных менеджеров, обладающих всеми перечисленными качествами. Однако вся наша жизнь – это долгий путь стремления к совершенству, а значит, учиться быть идеальным менеджером – никогда не поздно.

2.2. Классификация профессиональных компетенций менеджера

Под профессиональными компетенциями менеджера понимается совокупность необходимых для выполнения управленческих обязанностей и / или имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, деловых и личностных качеств, поведенческих моделей и отношений к работе, компании и лицам, с которыми взаимодействует менеджер, ориентированные на эффективное выполнение управленческих обязанностей[19].

Классификация профессиональных компетенций менеджера:

по принадлежности менеджера к уровню иерархии:

— компетенции топ-менеджеров,

— компетенции руководителей среднего уровня,

— компетенции низовых менеджеров.

по принадлежности менеджера к организации определенного масштаба:

— актуальные для малого и среднего бизнеса,

— необходимые для управления на национальном уровне,

— необходимые для работы в международном бизнесе.

по области применения:

— общие управленческие (непосредственно управленческие, необходимые для руководителей всех уровней и видов деятельности),

— специальные (необходимые для определенной сферы деятельности),

— специфические (необходимые для руководства конкретным предприятием, подразделением, в определенных ситуациях),

по степени актуальности для данной должности:

— ключевые (необходимые для выполнения должностных обязанностей),

— дополнительные (желательные для выполнения должностных обязанностей).

по источнику формирования:

— врожденные (относится только к способностям и возможностям, определяемым физическими и психологическими факторами),

— образовательные (полученные в результате образования и обучения),

— опытные (приобретенные в результате работы),

— адаптационно-корпоративные (формируются под воздействием политики, культуры, норм, требований компании, в большей степени относится к отношениям и ориентациям),

— саморазвитые (формируются в результате работы личности над собственными недостатками).

по отношению к должности или личности менеджера:

— эталонные (отражающие понимание компанией идеальных компетенций),

— стандартные (достаточные для выполнения обязанностей),

— индивидуальные, фактические (имеющиеся у менеджера).

по степени взаимосвязи с другими членами коллектива:

— командные;

— индивидуальные.

Профессиональные компетенции менеджера, получающие большую значимость в условиях глобализации:[20]

— мобильность, возможность свободного перемещения (как частные случаи встречаются требования к кандидатам на вакантные должности – наличие водительского удостоверения, загранпаспорта);

— навыки использования современных технологий (особую значимость приобретают умения пользования компьютерными, сетевыми технологиями, специализированным программным обеспечением, Интернет, средствами передачи информации и т.п.);

— инновационный тип мышления, частными случаями которого являются креативный подход к работе, стремление к совершенству, аналитический склад ума, рационализаторство и т.д. (в данном контексте, диссертант видит результат инновационного типа мышления, в зависимости от ситуации, в трех направлениях – как способность продуцировать инновации, как априорное понимание необходимости постоянного обновления техники и технологий и как позитивное отношение к внедрению новшеств);

— владение иностранными языками, знания и уважение к традициям и культурным, национальным, законодательным особенностям других стран, международным стандартам;

— умение осуществлять мониторинг и анализировать информацию, поступающую из внешней среды организации и вместе с тем, дозировано, с максимальной дальновидностью осуществлять передачу информации во внешнюю среду;

— преданность корпоративным принципам и нормам, лояльность по отношению ко всем сторонам, взаимодействующим с компанией, социальная ответственность;

— адаптивность (как самостоятельное качество без привязки к отдельным аспектам – готовность меняться самому и менять окружающую действительность под воздействием определенных факторов);

— когнитивность, жажда знаний, интерес к оперативной информации; постоянное обучение, согласующееся с концепцией непрерывного обучения, получающее все большее распространение в мире. Непрерывное обучение может осуществляться различными способами: от профессионального образования и обучения до неформальных форм образования и обучения через практику. Необходимость непрерывного обучения вызвана ускоренным развитием технологий и потребностью в постоянном обновлении профессиональных навыков.

Подводя итог, отметим, что международные компании, как основные представители глобализированных компаний-работодателей, в большей степени, нежели национальный российский бизнес ориентированы на управленческую стратегию, в которой человеческий капитал становится важным элементом активов и, вместе с тем, большое значение имеют алгоритмизированные процессы и стандартизированные процедуры[21].

3. Способы улучшения профессиональных качеств менеджера

3.1. «Сержанты бизнеса»: проблема линейных менеджеров

Управленцы низшего звена – это «сержанты» или «прапорщики» компании. Они могут стать самой влиятельной ячейкой в бизнес-иерархии, если позаботиться об их карьерном развитии[22].

Менеджер первой линейки – это руководитель, который управляет теми, кто управляет только самими собой. Это – начальник отдела, руководитель группы, прораб, бригадир, сменный мастер и т.п. В менеджерской иерархии эта должность – низовая. Это не значит, что она самая простая и не требует особой квалификации. Наоборот, сильных линейных руководителей вечно не хватает. А в условиях кризиса, когда жизненно необходимо повышать эффективность бизнеса, проблема еще актуальнее[23].

Сложности в работе руководителей «низового» звена определяются их положением в иерархической структуре компании. С точки зрения топ- и среднего менеджмента, они – подчиненные. С точки зрения «рядовых» работников, они – начальники. До топов далеко, не все их и видят, а свой-то начальник – вот он, рядом… Иными словами, «линейщик» вечно между молотом вышестоящего руководства и наковальней в лице возглавляемого коллектива.

В результате менеджеры первой линейки испытывают одну и ту же проблему: от них все вечно чего-то хотят.

Переход человека из роли рядового работника на роль руководителя – это культурный шок, сравнимый с переходом из роли «взрослого ребенка» на роль родителя собственных детей. И в обоих случаях далеко не все с этим справляются. Главный риск для компании, выращивающей собственных управленцев, – это возможность потерять хорошего специалиста. И взамен получить плохого менеджера, с которым еще непонятно, что делать. Вряд ли кто-то станет включать в резерв выдвижения слабых работников. Но далеко не факт, что успешные на своем месте специалисты будут также успешны в роли руководителей: ведь им придется отвечать всем запросам «снизу» и «сверху». А они не только раньше не делали этого, но зачастую и не подозревают обо всех этих сложностях.

Некоторые, приобретя новое звание, так и остаются «главными специалистами», и это еще терпимо, если их менеджерский функционал возмещается за счет сильного коллектива подчиненных и/или вышестоящих руководителей. Самый неприятный случай – когда успешный на исполнительской роли работник, став линейным менеджером, «проваливается». И тогда встает вопрос: что с ним делать? Оставлять на должности руководителя – нельзя, а «откат» на прежнее место унизителен и неприемлем, да оно и занято уже, скорее всего. Выход один – расставаться…

Менеджер первой линейки – это профессия, которой, к сожалению, нигде не учат. Многочисленные «менеджерские» факультеты, открытые в любом уважающем себя вузе, – не в счет, их выпускники будут готовы к практическому применению не раньше, чем через три-пять лет опыта на исполнительских ролях, а за это время они точно позабудут, чему их учили. И это – к лучшему, так как вузовские преподаватели редко имеют личный опыт управления, а больше ориентируются на учебники[24].

Выпускники МВА (качество подготовки которых тоже сомнительно) в линейные руководители обычно не идут, – не их уровень. Они вложили в свое образование немалые суммы, и теперь хотят отбить затраты топовыми зарплатами. Где же линейному менеджеру получить профессиональную подготовку? Максимум, на что можно рассчитывать, – это практический опыт + какие-нибудь тренинги.

Привлечение линейных менеджеров с внешнего рынка труда всегда содержит риск, что кандидат не состоится. Главный вопрос: если он такой успешный, то почему ищет работу? Возможных причин несостоятельности менеджера, нанятого «с улицы», много:

- кандидат умеет себя хорошо «продать», но не умеет работать;

- слишком велика разница корпоративных культур и систем управления: например, на прежнем месте от человека требовалось выполнять команды, а в вашей фирме приветствуется креатив и инициатива (или наоборот);

- ловушка прошлого опыта: то, что человек привык делать на прежнем месте, радикально расходится с тем, что требуется у вас;

- неприятие нового руководителя – «варяга» устоявшимся коллективом (особенно если есть неформальный лидер, который сам рассчитывал на это место).

Крупные международные корпорации решают проблему, выращивая кадровый резерв. При образовании вакансии их HR не бегут на рынок труда за кандидатами, а обращаются к планам развития карьеры своих работников. Для каждого управленца создается потенциальная замена, и менеджеры в этом кровно заинтересованы, поскольку подготовка преемника – условие их собственного роста.

Сейчас много пишут о развитии талантов. На эту тему проводятся семинары и конференции. Все звучит очень красиво и романтично, только одна беда: не всегда ясно, сколько на эти таланты надо потратить, и как потом окупятся вложения. А создание внутренних резервов – дело затратное.

Базовые компетенции руководителя первой линейки включают четыре зоны:[25]

- Владение предметной областью. Управляя исполнителями-специалистами, менеджер должен не хуже них разбираться в технологиях производства, экономике, обеспечении качества, продажах. По крайней мере, настолько, чтобы оценить их работу, принять решение в спорной ситуации, распределить задания в соответствии с квалификацией подчиненных.

- Знание корпоративных деловых практик. В каждой компании – свои правила и законы. Менеджер должен знать, как в его фирме строится бизнес, следовать этим правилам и требовать того же от подчиненных. А в критических ситуациях принимать решения, стоит ли соблюдать правила.

- Владение практикой управления. Уметь спланировать работу, распределить задания и организовать нужный контроль в соответствии с важностью работы и квалификацией исполнителей. Разбираться в вопросах корпоративного и трудового права. Уметь организовать собственную работу.

- Умение работать с людьми. Правильно выстроить отношения с собственным руководством, «соседями» по бизнес-процессам, подчиненными. Завоевать авторитет. Ставить задачи и добиваться их выполнения. Создать «нематериальную» мотивацию для работы. Давать подчиненным обратную связь: правильно хвалить и критиковать. Делегировать задачи и полномочия.

- Дефицит компетенций в любой из этих зон фатален для профессионального успеха.

Первые две зоны – «твердые» знания и навыки: они могут быть задокументированы, и владение ими достаточно легко оценить. Вторые две – «мягкие», лежащие в поле человеческого менталитета, поведения и отношений. «Твердые» зоны не так уж и сложны для освоения. Нет необходимости даже в профильном высшем образовании. Умный и обучаемый человек в разумные сроки разберется, особенно с опытом работы в этой же или другой фирме в качестве специалиста. Единственная загвоздка в том, что освоить эти компетенции негде, кроме как в собственной фирме[26].

Вторые две зоны – «мягкие», как ни странно, создают большие трудности. Странно – потому что соответствующие знания абсолютно доступны. На темы того же тайм-менеджмента, деловых коммуникаций, делегирования и прочего – море литературы, семинаров и тренингов, фильмов на YouTube.

Тем не менее, менеджеры (не только первой, но и остальных линеек), абсолютно компетентные в своей предметной области, упорно продолжают наступать на стандартные грабли:

- Из всех инструментов менеджмента признают только «ручное» управление;

- Тонут в текучке;

- Вместо приоритетных задач хватаются за сиюминутные, путая «срочно» и «важно»;

- Тратят массу времени на пустопорожние совещания;

- Не в состоянии объяснить работникам, что от них требуется;

- Пишут бессодержательные документы;

- Полагают, что криками и грубостью можно завоевать авторитет;

- Работают сами, вместо того, чтобы заставить работать подчиненных;

- Как огня боятся делегировать задачи и полномочия;

- Не могут понять, почему у подчиненных не горят глаза от энтузиазма.

3.2. Навыки обучения людей, как способ улучшения положительных качеств современного менеджера

Почти каждый менеджер регулярно выступает в роли наставника. Не развивая этого умения в себе, менеджер вряд ли может довести показатели работников (эффективность, производительность и др.) до необходимых и помочь им в саморазвитии. Как правило, требования по обучению подчиненных четко не устанавливаются, а им самим – подчиненным времени на саморазвитие не хватает. Во многих компаниях люди работают, не имея эффективной обратной связи с руководителем, а оценки и рекомендации менеджера, как правило, скорее носят формальный характер[27].

Такие ситуации порождают многие управленческие сложности, порой приводят и к серьезным негативным последствиям. Поэтому значимость навыков обучения своих сотрудников в профессиональной компетенции современного менеджера трудно переоценить. Они востребованы и при адаптации новых сотрудников, и при обучении новым технологиям уже давно работающих сотрудников.

Таким образом, в профессиональной компетенции современного менеджера огромное значение имеют также навыки успешного развития людей.

1. Обучение сотрудников как одна из ключевых задач управления

Каждый руководитель, так или иначе, сталкивается с вопросом повышения квалификации тех, кем он руководит. Развитие персонала – ключевой элемент управленческой эффективности.

Преодоление внутренних противоречий, негибкости и разочарованности в чем-либо придают людям уверенность в себе, укрепляет внутренние силы сотрудника. И, безусловно, увеличение внутренних энергетических ресурсов сотрудников сказывается на повышении эффективности их труда в организации в целом.

Само обучение на рабочем месте, можно условно разделить на два существенно отличающихся друг от друга типа:

- Обучение, направленное на достижение соответствия существующего уровня компетенции сотрудника с требованиями, предъявляемыми к специалисту, занимающему его позицию – т.е. так называемое «подтягивание» сотрудника;

- Обучение, направленное на рост сотрудника в перспективе (в том числе и профессиональный), т.е. обучение, ориентированное на последующее продвижение сотрудника по карьерной лестнице.

Так или иначе, при обучении на рабочем месте исходным материалом для постижения новых знаний, навыков, установок становятся текущие (а порой – планируемые) производственные процессы. И подлинное развитие подчиненных должно находить свое отражение в росте производительности сотрудника, или повышении качества его труда, сказываясь на эффективности, результативности или экономичности (а лучше – на всех перечисленных параметрах) его деятельности.

Для менеджера навыки обучения своих сотрудников, являются одними из самых значимых в его профессиональной компетенции. Остановимся подробнее на некоторых из них.

- умение создавать благоприятную среду для личностного роста,

- навыки оценки индивидуальных потребностей,

- навыки консультирования,

- способности извлекать уроки из опыта работы[2].

Конечно, следует отдельно отметить способности менеджера к стратегическому видению, его коммуникативные навыки, а также способности собственного саморазвития. Безусловно, уровень развития этих навыков важен для организации обучения и развития сотрудников. Они выступают как базовые навыки менеджера.

Если климат, среда организации располагают к постоянному развитию, взаимообучению сотрудников друг друга, то многие проблемы, связанные с «устареванием» знаний и навыков сотрудников, становятся не настолько острыми. Поэтому создание такой среды и постоянная ее поддержка – одна из важнейших задач менеджера. Знания и навыки сотрудников «устаревают», если они не в состоянии справиться с ситуациями и решениями, которых требует от них процесс работы. Помогая же сотрудникам работать над своим личным ростом, менеджеры могут заметно улучшить микроклимат команд и рабочих групп.

Между внутренними установками руководителя вкупе с их внешними проявлениями и обстановкой в коллективе существует прямая зависимость. Некоторые менеджеры создают климат, способствующий энергичным и конструктивным усилиям, тогда как другие воздействуют на подчиненных скорее демотивирующим образом. Поэтому ориентация на постоянное собственное развитие – одна из необходимых для эффективного менеджера способностей[28].

Разные люди сильно отличаются друг от друга, в том числе и по тем усилиям, которые они вкладывают в собственное развитие. Одни предоставляют себя целиком и полностью расширению своего потенциала, другие отгораживаются от какой бы то ни было возможности роста, скорее наблюдая за своей жизнью со стороны. На мой взгляд, одна из главнейших задач менеджера в случаях, схожих с последним – мотивация сотрудника на личностный рост. Один из эффективных способов – через поиск каких-то внешних для сотрудника стимулов, возможно, не связанных с трудовой деятельностью или связанных с ней очень косвенно.

Следующее, что наверное должен делать менеджер, стремящийся создать благоприятную для обучения сотрудников среду – использовать каждую открывающуюся возможность для развития людей. И здесь имеется в виду не только и не столько очевидные и привычные возможности (участие в семинарах, приобретение какой-то литературы и т.д.), сколько скрытые на первый взгляд ресурсы – регулярное групповое обсуждение текущих ситуаций с обобщениями и выработкой каких-то рекомендаций на будущее, использование проблемных ситуаций в работе как ресурса для обучения и развития и т.д..

Безусловно, обучение в организации не может и не должно проистекать стихийно. Эффективный менеджер должен постоянно проводить оценку потребностей в обучении своих сотрудников. Оценка потребностей в обучении представляет собой, прежде всего, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях между требуемым уровнем и существующим в случае планируемого «подтягивания» сотрудников до необходимого уровня компетенции, а также определения тех областей и предполагаемого уровня развития в них – в случае обучения сотрудников «на вырост» (с целью дальнейшего продвижения по карьерной лестнице).

Само проведение оценки ставит проблемы как перед менеджером, так и перед подчиненными ему сотрудниками. Практика показывает, что тот, кто оценивает, сталкивается с ситуацией, что трудно составить объективное представление об уровне подготовленности сотрудника. Тот, кого оценивают, как правило, склонен считать эту процедуру важной, но с возможными негативными последствиями, а потому – напряженной и неловкой.

В то же время, процесс оценки потребностей составляет сердцевину обучения, связанного с работой, и менеджер может сделать многое через эффективно проведенную оценку. На этом этапе задача менеджера – правильно подобрать и провести соответствующую форму оценки потребностей[29].

Для обеспечения эффективного обучения своих сотрудников менеджер также должен обладать навыками консультирования. Консультирование в этом смысле рассматривается как процесс помощи сотрудникам разрешать свои проблемы и яснее видеть все возможности. Фактически, процесс консультирования происходит в организациях изо дня в день, неформально.

Заключение

Профессиональные качества руководителя – это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу. Именно эти качества обеспечивают ему успешность на конкретной занимаемой должности. Чем выше уровень руководства, тем больше предъявляется требований и к таким психологическим качествам начальника, как настойчивость, целеустремленность, ответственность. Все эти качества руководителя в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. Этот образ, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.

Личностные качества руководителя выражаются также в его стиле руководства. В зависимости от того, какая на предприятии установлена структура управления, какой преобладает социально-психологический климат среди сотрудников, какая сложилась социально-политическая ситуация, а также согласно свойствам своей нервной системы, темпераменту, характеру, опыту, убеждениям, способностям, воспитанию, начальник выбирает методы и форму управления.

Психологи выделили 3 основных стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический. Все они представляют собой реальные способы управления, в которых качества руководителя будут играть решающую роль. Лидеры, которые выбирают авторитарный или директивный стиль, отдают распоряжения и приказы подчиненным единолично. Сотрудники находятся в полной власти начальника, их мнение его не интересует.

Руководитель также определяет конкретные методы и способы решения поставленных задач. В качестве стимула к действию используется наказание. Противоположным является демократический стиль руководства. Здесь подчиненные имеют возможность советоваться с начальником, самостоятельно выбирать способы реализации принятых решений. Тотальный контроль отсутствует, поскольку сотрудники хорошо знают свою работу и полномочия.

Есть система проверки результатов работы и поощрения успехов. При демократическом стиле управления очень важны все профессиональные и личные качества руководителя, так как именно они позволят найти правильный подход к сотрудникам, создать атмосферу кооперации и получить кредит доверия.

Сегодня многие современные корпорации выбирают такой стиль руководства. Он также дает возможность карьерного роста и творческой реализации. Главным отличием либерального стиля руководства является то, что руководитель не принимает активного участия в процессе управления предприятием. Он ставит перед коллективом общую задачу и определяет правила ее решения, а в итоге только проверяет результат. Что касается всех действий подчиненных, то они имеют полную свободу творчества.

Эффективен этот стиль только лишь, если коллектив готов работать самостоятельно, а начальник способен грамотно сформулировать задачу и распределить полномочия. Очень редко какой-либо из этих стилей руководства применяется в чистом виде. Сочетая все лучшее, присущее каждому из них, эффективный руководитель может гибко координировать работу людей. Опытный лидер способен использовать каждый из стилей управления, а также свои профессиональные и личные качества руководителя для достижения поставленных задач в нужное время.

Список использованных источников

1. Белоножко М.Л., Силин А.Н. Управление персоналом в кризисных и межкризисных условиях // Проблемы и пути усовершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности //Мат-лы 1У межд.научно-практ. конференции — Днепропетровск: Стратегия, 2012

2. Гонтаренко Е.В. Стратегическое планирование: анализ методического инструментария, используемого в российских фирмах // Теоретическая экономика. – 2008. – № 1. – с.25.

3. Королёв О. Г. Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики // Инициативы XXI века. – 2012. – №2. – С.40-48.

4. Профессиональные компетенции сотрудников, как инструмент конкурентоспособности организации [Электронный ресурс] / Независимый бизнес-портал BussinesSeminar. Дата публикации: 01.06.2015. Режим доступа: http://www.b-seminar.ru/article/show/93.htm.

5. Симоненко С. Исследование компетенций успешных менеджеров в России. Модель «20 граней» [Электронный ресурс]. Дата публикации: 24.05.2015. Режим доступа: http://www.hrm.ru

6. Хатламаджиян Д.Г.Сравнительный анализ компетенций российских и зарубежных менеджеров // Terraeconomicus. – 2011. – №3-4. – С.228-230.

7. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. Москва, 2014.

8. Друкер, Питер, Ф. Эффективное управление предприятием. : Пер. с англ. – М. : ООО «И.Д.Вильямс», 2012. – 224 с.

9. Каменева Н.А. Управление знаниями в компании. Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 8. № 4. С. 3-6.

10. Каменева Н.А. Сущность и реализация инноваций в российских условиях. Инновации в науке. 2014. № 29. С. 200-206.

11. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности менеджера // статья из Интернет; найдена на сайте: http://psi.lib.ru.

12. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. - М., 2013.

13. Друкер П. Эффективный управляющий. - М., 2014.

14. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. // М.: Армада. - 2012.

15. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии - М.: ЦИТП, 2014.

16. Занковский А.Н. Организационная психология - М.: Флинта МПСИ, 2010.

17. Карпов А.В. Психология менеджмента - М.: Гардарики, 2011.

18. Колоскова М. Внутренний имидж руководителя компании // Научно-практический журнал, Персонал-микс. - 2013. - №6.

19. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе - М.: Дело, 2015.

20. Кузьмин И. А. Психотехнология и эффективный менеджмент. - М.: Россмен, 2015.

21. Лукичева Л.И. Управление организацией: учеб.пособие. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2014.

22. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2022. - 279с.

23. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304с.

24. Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. // Управление персоналом. - 2012. - №8.

25. Электронный ресурс: URL:http://www.e-xecutive.ru/

26. Электронный ресурс: URL:http://fb.ru/

27. Электронный ресурс: URL:http://www.training.com.ua/

28. Электронный ресурс: URL:http://www.moluch.ru/

29. Электронный ресурс: URL:http://free.megacampus.ru/


[1] Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. Москва, 2014.

[2] Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности менеджера // статья из Интернет; найдена на сайте: http://psi.lib.ru.

[3] Друкер П. Эффективный управляющий. - М., 2014.

[4] Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. // Управление персоналом. - 2012. - №8.

[5] Друкер, Питер, Ф. Эффективное управление предприятием. : Пер. с англ. – М. : ООО «И.Д.Вильямс», 2012. – 224 с.

[6] Каменева Н.А. Сущность и реализация инноваций в российских условиях. Инновации в науке. 2014. № 29. С. 200-206.

[7] Колоскова М. Внутренний имидж руководителя компании // Научно-практический журнал, Персонал-микс. - 2013. - №6.

[8] Лукичева Л.И. Управление организацией: учеб.пособие. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2014.

[9] Занковский А.Н. Организационная психология - М.: Флинта МПСИ, 2010.

[10] Кузьмин И. А. Психотехнология и эффективный менеджмент. - М.: Россмен, 2015.

[11] Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе - М.: Дело, 2015.

[12] Карпов А.В. Психология менеджмента - М.: Гардарики, 2011.

[13] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии - М.: ЦИТП, 2014.

[14] Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2022. - 279с.

[15] Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. - М., 2013.

[16] Гонтаренко Е.В. Стратегическое планирование: анализ методического инструментария, используемого в российских фирмах // Теоретическая экономика. – 2008. – № 1. – с.25.

[17] Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304с.

[18] Симоненко С. Исследование компетенций успешных менеджеров в России. Модель «20 граней» [Электронный ресурс]. Дата публикации: 24.05.2015. Режим доступа: http://www.hrm.ru

[19] Каменева Н.А. Управление знаниями в компании. Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 8. № 4. С. 3-6.

[20] Хатламаджиян Д.Г.Сравнительный анализ компетенций российских и зарубежных менеджеров // Terraeconomicus. – 2011. – №3-4. – С.228-230.

[21] Профессиональные компетенции сотрудников, как инструмент конкурентоспособности организации [Электронный ресурс] / Независимый бизнес-портал BussinesSeminar. Дата публикации: 01.06.2015. Режим доступа: http://www.b-seminar.ru/article/show/93.htm.

[22] Белоножко М.Л., Силин А.Н. Управление персоналом в кризисных и межкризисных условиях // Проблемы и пути усовершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности //Мат-лы 1У межд.научно-практ. конференции — Днепропетровск: Стратегия, 2012

[23] Королёв О. Г. Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики // Инициативы XXI века. – 2012. – №2. – С.40-48.

[24] Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. // М.: Армада. - 2012.

[25] Электронный ресурс: URL:http://free.megacampus.ru/

[26] Электронный ресурс: URL:http://www.moluch.ru/

[27] Электронный ресурс: URL:http://www.training.com.ua/

[28] Электронный ресурс: URL:http://www.e-xecutive.ru/

[29] Электронный ресурс: URL:http://fb.ru/


1941898142386046.html
1941940529187407.html
    PR.RU™